news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Актуальная тема//ЗЕРКАЛО ИСТОРИИ//19 октября, №42

(Окончание. Начало в №№40-41). Да, казанские татары остались в отчем доме, в наибольшей близости к могилам предков, остаткам их этнокультурного достояния, унаследовали религию. Но татары – это татары, а не булгары. Мы эту точку зрения закрепили на страницах ТЭС и будем проводить её в многотомной ТЭ. В то же время следует подчеркнуть: булгары, как и население именьковской культуры, и особенно кыпчаки, – это те составные элементы, из которых сложился этнос казанских татар. Он сформировался и осуществляет свою культурно-историческую деятельность на землях, которые являлись основой, центром булгарской цивилизации. Поэтому материальную и духовную культуру волжских булгар, их религию и народные традиции поволжские татары приняли как бы из рук в руки.

Другим потомкам средневековых булгар, конечно, досталось гораздо меньше. Развалины городов Болгара, Биляра и многие другие остатки материальной культуры находятся в Татарстане.

Что же теперь делать? Так сложилась история. Если аргументированные факты истории этногенеза других народов ведут исследователя в тот же “юрт” – я считаю: добро пожаловать, приятно сознавать, что мы из одного рода.

Энциклопедическая, то есть многосторонняя, фронтальная разработка исторических тем заставляет искать новые решения, по-новому вглядываться на, казалось бы, давно известные вещи.

Перелистывая страницы наших энциклопедий, я пришел к выводу о том, что мы мало знаем друг друга, не знаем по-настоящему ни истории, ни культуры своих соседей, а значит, и собственную тоже.

К сожалению, только из тезисов к докладу на этой конференции, присланных главным редактором “Рязанской энциклопедии”, доктором исторических наук Горбуновым Борисом Петровичем, узнал, что в “Рязанской энциклопедии” содержится около 70 статей, посвящённых истории татар. Поэтому он и доклад свой озаглавил “Страницы татарской истории в “Рязанской энциклопедии”.

О многих фактах, содержащихся там, мы – разработчики ТЭ, – не знали. Это о Касимовском татарском театре “Чулпан”, об известном писателе и журналисте Урязове Измаиле Алеевиче, о генерал-майоре, Герое России, нынешнем военном комиссаре Рязанской области Тулине Сергее Загитовиче и т. д.

В связи с этим я все чаще задумываюсь над тем, что назрело время для решения ряда вопросов, в которых заинтересованы мы все. Один из них – необходимость сосредоточения каких-то сил для разработки проблем общей историографии народов Среднего Поволжья. Это можно стимулировать путем проведения специальных научных конференций, организации чтения спецкурсов в вузах, выделения аспирантов для работы над такими темами и т. д.

Второе, может быть, на самом деле настало время, как предлагает санкт-петербургский исследователь Алексей Игоревич Раздорский, создать какой-то общий портал справочно-информационной базы для разработчиков региональных энциклопедий в системе Internet.

Кроме того, мы могли бы поставить перед руководителями наших республик вопрос о необходимости принятия решения о создании совместными усилиями Энциклопедии народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Она сама по себе стала бы мощным фактором взаимного ознакомления наших народов и дала бы в их руки научно выверенную картину мира, объективные критерии для оценки своего места во всеобщей истории.

Гумер САБИРЗЯНОВ, заместитель директора Института Татарской энциклопедии

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100