news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Актуальная тема // ВЗЛЕТА ЦЕН НЕ ПРЕДВИДИТСЯ // 10 января, №1]

Сообщения о возможном “взлете” цен на хлеб появляются в средствах массовой информации довольно регулярно. Что понятно: тема острая, задевает всех. На днях относительно этих цен в прессе обнародована версия группы депутатов Госдумы. По сведениям народных избранников, цена на пшеницу взлетела с 3 тысяч рублей за тонну в августе до 7 тысяч рублей к настоящему моменту, что грозит резким скачком цен на основной продукт питания.

Так это или не так? Как обстоит дело на зерновом рынке в действительности? Насколько обоснованна тревога по поводу невиданных цен на печеный хлеб? Небольшое “журналистское расследование” в Татарстане показало следующее. Депутатская версия о более чем двукратном увеличении цен на пшеницу в Минсельхозпроде Татарстана подтверждения не нашла. В республике никакого подобного роста цен на зерно нет — наоборот, фактически они остаются неизменными. Такими, какими были в период заготовки. Утверждения о том, будто за буханку хлеба придется платить в скором времени по меньшей мере вдвое больше, местные эксперты назвали маловероятными и даже абсурдными. “Я не вижу никаких предпосылок к резкому росту потребительских цен на хлебобулочные изделия, — говорит начальник управления по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции республиканского Минсельхозпрода Ильдус Габдрахманов. — Мы заготовили столько продовольственной пшеницы и ржи, сколько требуется для обеспечения потребностей республики в муке для хлебопечения”.

Еще раньше, в начале октября, о том же говорил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Тогда, выступая на республиканском Празднике урожая, глава республики заявил: “Итоги работы тружеников сельского хозяйства республики таковы, что мы можем быть уверенными за нормальное состояние нашего продовольственного рынка. Он будет функционировать устойчиво, думаю, без больших ценовых всплесков”. Ни намека, заметьте, на резкий скачок потребительских цен на рынке продовольствия.

То, что селяне потрудились на славу, — факт неопровержимый. Республика получила нынче богатый урожай всех основных сельскохозяйственных культур, включая картофель, сахарную свеклу, зерновые. Валовой сбор зерна составил 4,2 миллиона тонн — в расчете на душу населения больше одной тонны. Это как раз тот объем, который и гарантирует стабильность на зерновом рынке региона.

По поводу версии группы депутатов Госдумы о тревожной ситуации на зерновом рынке генеральный директор ГУП “Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций” Раис Хамзин был категоричен: “Мы постоянно изучаем рынок — нет такого, чтобы цена на зерно могла вырасти. Везде цены называются невысокие. К примеру, за пшеницу 3 класса предлагают не больше 4000 — 4100 рублей за тонну на условиях франко-элеватор. Мы еще осенью закупали пшеницу по такой цене на условиях франко-хозяйство, то есть без учета затрат по доставке на элеватор и приемке”.

Нет признаков какой-либо паники в ожидании возможного ухудшения ситуации на зерновом рынке и в казанском ОАО “Объединенная хлебная компания”. По сведениям специалистов компании, цены на муку в Приволжском федеральном округе (по крайней мере, пока) стабильные, а по некоторым регионам даже наблюдается их снижение. “Если кто-то говорит о возможности увеличения цен на хлеб в два раза, то я в это мало верю, думаю, такого не будет, — сообщил главный экономист компании Николай Жидких. — В России нынче собрано 76 миллионов тонн зерна, это немалый объем, его должно хватать. Вопрос лишь в том, как Минсельхоз России будет регулировать рынок зерна”.

И все же следует признать, что в Татарстане в ноябре мука несколько подорожала. Но удорожание было незначительным и не могло оказать заметного влияния на потребительский рынок. Сегодня хлебопеки закупают пшеничную муку высшего сорта по цене 8519 рублей за тонну, первого сорта — 7731 рубль, второго сорта — 6018 рублей, ржаную сеяную — по цене 7097 рублей за тонну, ржаную обдирную — 5545 рублей. В Казани килограмм хлеба “Дарницкий” стоит 11,5 рубля, хлеба “Сельский” — 13,33 рубля. Цена батона нарезного из муки высшего сорта (0,5 килограмма) — 9 рублей 80 копеек. При этом доля крестьянского труда, то есть зерна, в стоимости готового хлебного изделия не превышает, по оценке экспертов, и 20 — 25 процентов.

Нельзя отрицать, что в последнее время в регионах страны действительно наблюдается некоторый рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Но если это и происходит, то прежде всего благодаря безудержному росту цен на ГСМ, энергоресурсы, а не по причине высоких закупочных цен на зерно. Потому что темпы роста цен на аграрную продукцию несравненно, во много раз, ниже темпов роста цен на бензин, дизельное топливо, электроэнергию, тех же тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Другое дело — скачкообразный и регулярный рост цен на моторное топливо, прочие ресурсы для села волнует депутатов и власти, судя по всему, куда меньше.

Ильдар ЗАКИРОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100