news_header_top_970_100
16+

Актуальная тема // ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК - ДЛЯ СТУДЕНТОВ?.. // 14 июль, №27

11,18 Kb
Столицу Татарстана по праву можно считать студенческим городом, особенно в эту жаркую пору сюда стекается большое количество абитуриентов, как со всей республики, так и из разных уголков России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди таковых немало и наших соотечественников-татар, желающих обучаться и получать высшее образование на своем родном языке. А вот созданы ли для них соответствующие условия, и какова поддержка государства в этом случае?

Прошедшее  заседание комиссии Госсовета РТ по контролю за реализацией национального проекта «Образование» дало некоторую возможность получить ответы на эти и другие вопросы. В нем принимали участие депутаты Госсовета, работники Министерства образования и науки РТ, ректора, представители вузов, издательства «Магариф» и Татарского книжного издательства.

Сразу отметим, что с 2003 года исполком ВКТ совместно с Министерством образования и науки РТ и Советом ректоров вузов республики на основании 14 ст. Конституции РТ участвует в реализации Программы подготовки специалистов из татарских диаспор регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья в вузах РТ.

Так, на территории республики в этой программе  участвуют 16 вузов из Казани, Елабуги, Наб.Челнов и Альметьевска. Квоты приема абитуриентов из регионов России и стран СНГ обсуждаются и оформляются решением Совета ректоров вузов РТ. Ежегодно исполкомом ВКТ организуется сбор заявок из татарских национальных объединений России и стран зарубежья, но, к сожалению, используются не все имеющиеся возможности. По словам председателя исполкома ВКТ Рината Закирова, в вузы ежегодно подают на 60-80% меньше тех заявок, что были сделаны первоначально. В итоге по указанной программе в течение трех лет в вузы зачислено всего 226 человек. Из зарубежья, а именно Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Беларуси поступили 25 абитуриентов.

В этом году при подготовке к приему абитуриентов внесены значительные коррективы. Впервые совместно с вузами республики сформированы квоты приема  по конкретным специальностям и количеству выделяемых мест. Упор сделан на специальности, связанные с обслуживанием этнокультурных запросов татарского населения. Для набора абитуриентов на эти специальности должен быть задействован весь пропагандистский потенциал татарских общин, подчеркнул Ринат Зинурович. 

Пожалуй, главное нововведение заключается в следующем: для приема абитуриентов из стран СНГ и дальнего зарубежья специально создана отборочная комиссия, куда входят представители ведущих вузов РТ, Департамента внешних связей Президента РТ, Министерства образования и науки РТ, а также исполкома ВКТ. Члены комиссии будут выезжать в города Алма-Ата, Ташкент, Баку, где для желающих поступать пройдут тестовые испытания по десяти предметам. По результатам экзаменов абитуриенты будут направляться в вузы РТ для последующего зачисления и обучения по избранной специальности. Тем самым будет обеспечено качество приема и решена проблема расходов абитуриентов, связанных с проездом. Все же до сих пор в работе комиссии основным нерешенным остается вопрос финансирования.

Ректора высказались и по основным проблемам, что возникают при приеме абитуриентов из-за рубежа: это неполноценное знание языка и несоответствие учебных программ. Вопрос: как быть в таком случае, видимо, еще долгое время будет оставаться в повестке дня.       

Возможно, примером решения проблемы может послужить пример обучения абитуриентов-татар из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР на курсах двуязычной довузовской подготовки при Казанском технологическом университете. Удалось это осуществить совместными усилиями исполкома ВКТ и руководства данного учебного заведения. Учащиеся уже показали отличные знания русского и татарского языков. Но вновь и вновь встают преграды перед студентами, желающими получать высшее образование на родной земле. На этот раз преградой снова встает проблема финансирования, так как федеральные законы в области образования не позволяют иностранным гражданам поступать на бюджетные отделения вузов. В связи с этим Президенту РТ М.Шаймиеву направлено письмо с просьбой содействовать  решению вопроса. Но, как отметил Ринат Закиров, обучение студентов требует больших материальных затрат и поэтому вряд ли в ближайшее будущее Татарстан примет новых абитуриентов-татар из Китая. Тут же возникает вопрос о возможности оплаты их обучения самой КНР, на что министр образования и науки Раис Шайхелисламов ответил следующее. С нашей стороны такое предложение было сделано, на что мы получили весьма своеобразный ответ: у них за рубежом обучается несколько млн. студентов и оплачивать учебу каждого такого студента у правительства просто нет возможности…

Для других же абитуриентов из ближнего и дальнего зарубежья на сегодняшний день по-прежнему остается актуальным все же некогда решенный для студентов-татар из Китая вопрос довузовской подготовки. Основная проблема кроется в слабом знании поступающими татарского и русского языков. Но чья вина, если в этих странах в общеобразовательные программы средних школ не включены те предметы, что необходимы для сдачи вступительных экзаменов у нас? Все же сложившаяся ситуация, по словам работников образования, далеко не безвыходная. Необходимо, во-первых, включить в программу довузовской подготовки такие высшие учебные заведения, как КГУ, где на сегодня работает сильное подготовительное отделение, и ТГГПУ, предварительно решив вопросы финансирования. Тогда уже будет возможным на их базе готовить будущих студентов.  Другой выход подразумевает внедрение в республике системы Интернет-обучения на базе одной из ведущих гимназий Казани. К слову сказать, здесь мы будем далеко не первопроходцы, так как подобный опыт уже имеет федеральная столица. Там действует так называемая «Программа мэра Москвы «Московский аттестат» для соотечественников из стран СНГ и дальнего зарубежья. В ходе нее учащиеся старших классов средней школы через Интернет в полном объеме изучают недостающие в их национальных общеобразовательных программах предметы и по завершению обучения сдают экзамены в Москве. В результате такой выпускник получает на руки аттестат московской средней школы.       

При внедрении такой системы в Татарстане будет полностью снята проблема соответствия документов об образовании выпускников школ стран СНГ и дальнего зарубежья.

Но, как было предложено на заседании, существует и такое решение проблемы, как временная командировка преподавателей на места, где они могли бы дать основы татарского языка, истории, культуры. И загвоздка в решении данного вопроса упирается скорее к отсутствию систематического подхода, выделения достойной оплаты труда, нежели к наличию преподавательского состава. Так как, по словам начальника отдела исполкома ВКТ Рустэма Гайнетдина, в конгресс обращается немало людей желающих ехать преподавать на местах.

Также частичному решению проблемы способствует введение в республике единого государственного экзамена. Как отметил Раис Шайхелисламов, механизм ЕГЭ позволит молодежи из субъектов РФ свободно поступать в вузы республики.  Нельзя оставлять в стороне и возможность заочного обучения, учитывая желание тех же татар на местах.

Но кем станут эти выпускники вузов, какой будет их дальнейшая судьба? Ведь не секрет, и это не раз подчеркивали на заседании, что многие молодые специалисты изъявляют желание остаться в республике и добиваются этого во что бы то ни стало. Но ведь татары на местах ждут их возвращения, специалисты со знанием родного языка им куда нужнее! В связи с этим, выдвигалось предложение отслеживать дальнейшую судьбу таких выпускников. Для самой республики также важно, чтобы часть их оставалась, а часть возвращалась на места.

Особо хотелось бы обратить внимание на слова депутата Госсовета РТ, писателя Туфана Миннуллина: «Эти дети с успехом могут получить высшее образование и у себя, поэтому в данном случае наша цель выучить их татарскому языку, выпускать специалистов широкого профиля на высоком уровне, чтобы в будущем они могли стать достойными представителями своей нации!»

Не должны мы сводить все только к выделению квот, подчеркивает Индус Тагиров. Прежде всего, мы должны отбирать талантливых детей, всячески оказывать им поддержку. Национальные организации предоставляют нам списки абитуриентов, но кто знает, что это за учащиеся? Поэтому с целью выявления способных детей на местах, необходимо вести постоянную работу, разработать систему профессиональной ориентации, более активно использовать республиканские олимпиады. То есть остро встает необходимость разработки отбора талантливой молодежи.    

Но возникает вопрос: могут ли вузы республики дать своим студентам достойное высшее образование на родном языке, когда светлая мечта татарского народа о национальном университете растаяла на глазах?!

Арслан Камал

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100