news_header_top_970_100
16+

Актуальная тема // ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ НЕ ПОДАРЯТ. ЗА НЕЕ НАДО БОРОТЬСЯ! // 24 май, № 20

8,69 Kb
В одном из предыдущих номеров газеты мы сообщали нашим читателям о планируемых встречах с членами редакционного Совета. Предлагаем  беседу с историком, государственным и общественным деятелем, действительным членом Академии наук РТ Индусом Тагировым.

Разговор начался с воспоминаний о не так давно минувших днях, обозначивших, тем не менее, дальнейший ход истории. 

- Начало августа 90-го года. Минтимер Шарипович собирает в Кремле представителей общественности с целью проведения разговора о необходимости принятия декларации. Его решение поддерживают все, но выдвигается множество вариантов документа. Основной из них - провозглашение суверенитета в составе России. Другое мнение, которого, в частности, придерживался и я, провозглашение суверенитета в полном объеме. И только потом, уже исходя из исторических реалий, из сложившихся связей между Россией и Татарстаном, между народами, можно идти на путь самоограничения. Оно же должно быть оформлено в виде договора между Россией и Татарстаном. Таков был лично мой подход. Напомню, что в тот период для создания декларации была организована специальная рабочая группа.

После составления документа его опубликовали в газетах, где указали, что Татарстан находится в составе России, о чем нас и не предупредили. Думаю, это был определенный маневр, так как во время сессии Верховного Совета ход обсуждения вопроса шел иным образом. Мои доводы против такого подхода заключались в следующем. Татарстан собирался вступить в Советский Союз в качестве союзной республики. Будучи в составе России, как же возможно одновременно быть и самостоятельной республикой в составе Советского Союза? Это невозможно. (Хотя у мусульман многоженство не запрещено, здесь мы оказались в положении двубрачия, шутит Индус Ризакович.)

Наши отношения с Россией особые, и отменить их не удастся. Такова и геополитическая ситуация, и сложившиеся исторические связи. Нельзя обмануть географию, равно как и историю. Мы ведь вели речь не об абсолютном отделении и полной независимости государства, нет. Подразумевалось установление особых отношений, когда все права, без исключения, признаются за республикой, а определенная часть этих полномочий, скажем, оборона, железные дороги, финансовая система и так далее передаются на основе  договора.

По вопросу определения статуса татарского языка мнения также разделились. По одному из вариантов  – татарский язык должен был быть объявлен единственным государственным языком. С чем многие были не согласны. Был предложен следующий компромисс – не указывать правосубъектность республики, но указать два государственных языка, к чему и пришли…...

В памяти всплывает и такой эпизод, продолжает Индус Ризакович. Одно из заседаний комиссии проходило без участия Минтимера Шариповича. В его отсутствие мы успеваем убрать из названия республики слова «Советская Социалистическая». Во время  перерыва подоспел и Шаймиев, и, конечно, этот момент не остался им не замеченным. Он предложил оставить эти слова. Придет время, сказал Минтимер Шарипович, и история сама их уберет. Так и случилось. Сегодня многие и не знают о том, что некогда Татарстан был Советской Социалистической Республикой.

Декларация - это всего лишь заявление, правда, носящее политический характер, и не правы те, кто считает, что таким образом можно решить все. Ведь никто не признавал эту декларацию. Наша задача тогда заключалась, прежде всего, в том, чтобы на основе признания декларации открыть Татарстану путь к самостоятельному подписанию союзного договора. И эта позиция была названа «особой позицией Татарстана».

Конечно, хотелось, чтобы нас поддержали и другие республики. Прежде всего, Башкортостан. Однажды Минтимер Шарипович направил меня в Уфу для переговоров. Нас тогда принял секретарь по идеологии Ян Борисов, профессор и первый заместитель Председателя Совета Министров РБ М.Аюпов.  Итак, мы пришли к общему соглашению, что они примут такую же декларацию, которую приняли мы. Надо признать, их проект в некоторых аспектах был даже лучше. Но пропустить документ через Верховный Совет РБ им так и не удалось. В документе сразу указали о составе в РФ, претензия на союзность уже исчезла по сути дела.

Помню, продолжает наш собеседник, сокрушался тогда Минтимер Шарипович, что мы потеряли союзников. Я же ему сказал, что реально этих союзников мы и не имели. Башкортостан ничего не теряет, так как в свое время признал добровольность вхождения в состав России, широко отметив это событие и получив различные льготы, награды. Татарстан же этого никогда не признавал. У нас статус завоеванного народа – это факт, от которого никуда не уйдешь. А вот если бы Татарстан подписал такой документ, появилось бы основание сказать, что наконец-то, через 438 лет нашлись люди, которые признали добровольное вхождение в состав России.

Дальше приближался момент возможного подписания союзного договора. Оставалось только договориться с Россией. Они создали свою делегацию во главе с Госсекретарем РФ Геннадием Бурбулисом. Делегацию Татарстана из пяти человек возглавлял Василий Лихачев, заместителем и руководителем делегации Президент назначил меня. Так, в течение трех дней, с 12 по 15 августа, мы вели переговоры с московским Белым Домом по вопросу подписания союзного договора с Татарстаном. Ход их шел успешно, нам удалось убедить в правильности своей позиции. Даже Бурбулис признал, что позиция Татарстана правомерная. Но, видимо, сказал эти слова, немного не рассчитав, поскольку я зацепился за них и попытался внести в совместный  протокол, что очень его разозлило. Но все же было указано, что стороны исходят из уважения декларации о государственном суверенитете России и Татарстана. Если бы события развивались в таком духе, то мы самостоятельно подписали бы союзный договор. Нам не хватило трех дней...

Вмешалось ГКЧП. Не сегодня-завтра должно состояться подписание договора, о котором идет речь. Президент страны находится в Форосе, тогда как необходимо было его присутствие здесь, он днем и ночью должен вести непрерывную консультацию. Я же считаю, что он сам был участником ГКЧП. Но, позвольте, заговоры дрожащими руками не делают, они требуют твердости и ясности. Этого ничего не было. Действия были неподготовленными, тем не менее, несостоявшийся заговор сыграл роковую роль в жизни страны. Договор так и не был подписан, но дальнейшие взаимоотношения с Россией надо было решать.

Так, в течение трех лет велись довольно успешные переговоры. Удалось достичь многого, но и отступить тоже пришлось. Сейчас речь идет о том, чтобы сохранить договор. В России есть люди, настаивающие на отсутствие вообще каких-либо  договоров, чтобы развитие федерации шло лишь на конституционной основе. Мы же отстаиваем систему сохранения договорной практики. И не беспричинно. Когда центр живет на основе договоренности с субъектами, — это и есть настоящая федерация. Нет договоренности, нет и федерации. То есть, значение нами подписанного первого договора заключается в том, что Татарстан поставил огромную Российскую империю на федеративные рельсы. Это великое дело сделала маленькая татарская республика!

И надо прямо сказать, что роль личностей имело большое значение. Что бы ни говорили, Минтимер Шарипович человек выдающийся. Если бы не его участие, все могло сложиться иначе. В связи с этим в памяти всплывает один момент. На 75-летие Бориса Ельцина ему задали вопрос: кого из тех, с кем ему приходилось работать, он особенно ценит? Он назвал одного только Шаймиева. Наши с ним взаимоотношения помогли нам спасти Россию, сказал Борис Николаевич. Так и было в действительности.

Что касается референдума. Когда мы в первый раз приехали в Москву, Бурбулис, не понаслышке знакомый с декларацией, сказал, что наши документы хорошо составлены, но если бы мы еще приехали с результатами референдума, было бы лучше. Референдум провели. На сессии Верховного Совета РФ Зорькин, тогда председатель Конституционного Суда РФ, заявил, что если на референдуме будет получен положительный ответ, то это станет юридической основой для провозглашения независимости. Так сказал бы любой юрист. Сохранились и отклики, поступившие в адрес проведенного нами референдума. В них отчетливо прослеживается, каким было отношение к республике в регионах, видна позиция также и стран нынешнего СНГ. Есть даже письма от русского населения в поддержку проводимых нами действий. Татарстан все называли гордой республикой. Только, с оговоркой писали в одном письме, не обижайте русских. Но так может говорить, продолжает Индус Ризакович, разве что не знающий глубинных традиций и обычаев татарского народа. Народофобия как таковая нам чужда. На голосовании в референдуме положительный ответ дали 61,4 %, и ведь среди них были не только татары, большую часть составляли русские.

Вот через такие тернии Татарстан смог проложить путь к становлению РФ. За нами последовали и другие, было подписано около сорока договоров, правда, уже немного другого плана. На одной из встреч в августе 91-го года в Кремле Бурбулис сказал: за год переговоров с Татарстаном мы очень изменились. Считаем,  что Россия должна быть ассиметричной федерацией с элементами конфедерации. Это была важная победа!

В свое время подписать федеративный договор отказались республики Якутия и Башкортостан. Но потом вдруг пошли на такой шаг: подписали секретное приложение к федеральному договору, по которому недра, правоохранительные органы и многое другое передавались в их распоряжение. Подписать такой договор предложили и нам. На что мы ответили отказом. Ведь тогда получается, что Россия передает свою собственность на пользование. А мы хотим, чтобы признали, что собственность наша. В результате эти республики все потеряли. Но тогда таким образом удалось разорвать возникающий союз.

К сожалению, сегодня нет того политического настроя, что был в 90-е годы. Но бывают разные периоды, не всегда же народу заниматься политикой. Он трудится, а не митингует. Но политическое безразличие должно быть преодолено. И надо признать, что люди, в том числе проживающие на селе, с интересом следят за происходящим.

- Ваше мнение по поводу предполагаемого деления России на губернии?

- В России очень мощное течение на то, чтобы ликвидировать национальные образования, губернизировать их. Эта политика ведется еще с двадцатых годов. Тогда еще Султан-Галеев говорил, что если подобные действия будут продолжаться, страна распадется. Так и случилось. Теперь угроза нависла и над Россией. Ликвидировать народы, их республики сегодня просто невозможно, хотя желающих много.

Есть определившееся направление общественного движения, остановить его сегодня уже невозможно. Татарстан все равно будет процветающей республикой с особым статусом. Татары задают тон. Это подтвердил и Бурбулис при встрече перед подписанием федеративного договора. Татарстан определит некий нравственный вектор, которому следуют другие. На нас смотрят, с нас берут пример, поэтому сдавать позиций нельзя.

- Индус Ризакович, как известно, вы некоторое время были и руководителем исполкома ВКТ, объездили около тридцати регионов. И до сих пор остаетесь действующим политиком в национальном движении, принимаете в нем активное участие. Проводя некий сравнительный анализ, можно сказать, что движение  90-х было, безусловно, более насыщено эмоционально. Сегодня оно приобрело рациональный характер. Не секрет, какие-то надежды оправдались, какие-то нет. Что вы можете сказать по этому поводу?

-              Задача заключалась в создании обстановки взаимопонимания между руководителями регионов и руководством национальных организаций, к чему мы и стремились. С этой целью организовывались и многие совместные мероприятия, заседания с участием министров, губернаторов, членов правительства, где совместно решались и некоторые вопросы. Именно от такого взаимодействия зависит жизнь татар в регионах, если нет желания идти навстречу друг другу, то ничего не получится. Хотя избранный нами путь был труден, мы всегда договаривались.

Думаю, и сегодня надо продолжить подобную тактику. Жизнь татар заключается не только в проведении концертов, праздников Сабантуя. На первом месте должны стоять такие коренные вопросы, как национальное образование, сохранение языка, этноса.

Как ни прискорбно, но приходится признать, не так уж и много осталось у нас настоящих, крепких аулов. Но возродить их в наших силах. Взять только, к примеру, деревню Средняя Елюзань Пензенской области. Татары смогли создать здесь  достойную жизнь. В деревне проживает около 10 тысяч человек, и одних только КамАЗов 1,5 тысячи, не говоря о легковых машинах. Они трудятся, сохраняют язык, традиции, обычаи, религию. Бесконечное проведение праздников, концертов только способствует развитию праздного настроения, так что в подобного рода вопросах надо быть очень осторожными. Я всегда считал и считаю, что первичны вопросы сохранения, увеличения этноса, решения демографической ситуации, сохранения языка, национальной школы, традиций и обычаев. Нужно вести конструктивный диалог с властями. Так мы и поступали ранее, составляли договоры, соглашения, прослеживали выполнение работы. Традиции надо продолжить и сегодня.

- Татарстан принял на себя обязанности по обучению татар, проживающих за пределами республики. Но, как правило, учатся больше по культурологической части, в то время как не хватает юристов, специалистов  в государственном устройстве, муниципальных органах. Будь хороший национальный менеджер, он, вернувшись в свой регион, сможет правильно защитить интересы своего социума. Подготовка кадров – именно эту часть мы теряем.

- На местах надо создавать факультеты, где татарский язык преподавали бы ученые, сильные специалисты. Полностью с вами согласен, надо работать в направлении обучения юристов, экономистов, а также обучать татарскому и в самих регионах. Нельзя собирать всех в одной только Казани. До Великой Отечественной на местах существовали педучилища, готовящие преподавателей татарского языка. Тем более нам не надо, чтобы наши дети, отправившись получать образование за рубеж, там и оставались. Где бы ни жил человек, он должен чувствовать себя частичкой своего большого народа. На такое единение татар и надо конкретно работать. Татары предприимчивый народ, как раз эту национальную черту и должно возрождать. Мы всегда занимались торговлей, но сегодня настоящей торговли, как таковой, нет. Я имею в виду большие проекты, что были до революции, крупных татарских купцов, которые являлись и хозяевами крупных предприятий. Вот о таком татарском бизнесе нужно сегодня говорить, который работал бы на весь народ. Ведь система татарского народного образования содержалась только за счет меценатов. Стоит ли упоминать всем известную истину, что татары в России занимали первое место по грамотности и количеству издаваемых книг. Эти традиции и надо развивать.

К нам за помощью приезжают предприниматели, но они не денег просят, а содействия по разным направлениям. Но, к сожалению, адекватного ответа им до сих пор не готовы дать. По отношению к бизнесменам у нас создали отрицательный образ. Но он не сможет съесть больше остальных, одеть одновременно два-три костюма, всему есть границы. Деньги в их руках, по сути, народные деньги, и они должны работать. Если имеешь большой капитал, создавай что-то интересное. Например, я не раз предлагал возродить нашу малую энергетику. До 54-го года в республике было более 500 гидроэлектростанций. Сейчас многие хозяйства разоряются, потому что им нечем платить за энергию, в то время как рядом течет вода. Отсутствие денег не оправдание. Вспомните, разве после Великой Отечественной у кого-то были деньги.

- Недавно в Казань приезжала делегация из Астрахани. Целью их визита было перенять опыт празднования тысячелетия Казани. Они у себя планируют отмечать 450-летие добровольного присоединения к России. К тому же в Астрахани предполагается слом мечети. Индус Ризакович, как вы прокомментируете эти два момента?

- В Астрахани есть движение, выступающее против празднования такой даты. Астрахань - город древний, и надо устанавливать реальную дату, ее и отмечать. Если обратиться к истории, это ведь был очень развитый город процветающего Золотоордынского государства, а не диких, отсталых татар. Еще в то время, когда в Париже помои выливали на улицу, здесь работала и канализация, были баня, водопровод. Несомненно, нужно вести разговоры об установлении реальной даты. Начинать отсчет с момента взятия города войсками Ивана Грозного – это не соответствует ни истине, ни, тем более, не работает на наш народ.

Что касается слома мечетей, те люди, что берутся за такие дела, просто не знают о традициях и обычаях татарского народа. В наших государствах, взять, к примеру, Хазарский каганат, по соседству друг с другом находились и мечеть, и православная церковь, и синагога. Более того, за оскорбление православной церкви предусматривалась самая тяжелая кара. И это в государстве (с момента хана Узбека), где господствовала магометанская религия. И сегодня исходить надо из этих традиций.

- Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу сложившейся ситуации вокруг Российского Исламского университета.

- Я считаю, РИУ должно быть религиозным учебным заведением, ВУЗов другого плана больше, чем достаточно. Если обучающимся там ребятам требуется дополнительное образование по другим предметам, это можно сделать и параллельно. До сих пор у нас ислам не изучался от и до, серьезно и целостно, именно таких ученых и надо растить, образованных и умеющих работать с народом. Возрождение и развитие религии играет только на пользу России. Она помогает бороться с наркоманией, алкоголизмом, работает и в плане содействия развитию дружественных отношений между народами. Все это необходимо учитывать.

 - Сейчас ведется много разговоров о национальных проектах. Неужели государство не должно было заняться этим гораздо раньше. В чем политическая основа того, что к этому вопросу пришли именно сегодня?

- Сегодня у России пока есть деньги, поступающие от продажи нефти и газа. А где экономика, промышленность, сельское хозяйство? Кто занимается их развитием? Остро стоит проблема агропрома, что же будет, если не пахать и  не сеять на такой огромной территории? Государство, ныне существующее, должно привести к возрождению сельского хозяйства, деревень, делать акцент на улучшение демографической ситуации. От решения этих задач зависит очень многое.

Что нам дает продажа нефти и газа? Деньги. Таким образом, можно подкармливать людей, увеличить рублей на 200-300 пенсию и так далее. Но вечно так продолжаться не может. Оправданием таким действиям служит, якобы, создание фонда будущего поколения, но, извините, этого будущего поколения может и не быть. Сейчас, опираясь на еще имеющиеся у нас возможности, необходимо создавать стабильную базу для будущего поколения. Деньги должны работать на новое производство, новые рабочие места, на увеличение заработной платы, решение жилищных проблем. Сегодня государство идет по наиболее легкому пути: бери и пользуйся.

Один из национальных проектов касается агропромышленности, крестьян. Вспомним, какое отношение было к этому классу в советское время? Во всех книгах только и писали, что крестьянин враг революции. Раскулачивание, непосильные налоги легли на его плечи. Сегодня мы должны провести общественную реабилитацию крестьян. Обязанность историков показать настоящее лицо крестьянина, кем он был.

Что касается образования. Какой же это учитель, если он получает в месяц 2-3 тысячи рублей? Его зарплата должна составлять не менее 10, 15, а то и 20 тысяч рублей. В таком случае в сферу преподавания потянутся талантливые педагоги. А в национальном образовании должны работать именно такие и только такие люди. Когда в сельских школах преподают те, кто остался в безвыходном положении, те, кому больше некуда пойти, – это неправильно. Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не мог стоять. Раньше на селе с учителем всегда и все здоровались, его знали и уважали, сейчас это нищенствующий класс. Поэтому, когда мы говорим о национальных проектах, такие вещи должны решаться в полном объеме. Качество образования с каждым годом становится только ниже – вот в чем проблема.

Татарский язык должен сохраниться как язык общения, его жизненный корень в народе, пусть даже говорят, что это кухонный язык. Если, в первую очередь, в семье будут говорить на татарском языке, ребенок будет знать его, будет разговаривать на родном языке и дома, и на улице.

***

«История государственности Татарстана. XX век», «На изломе истории», «Очерки истории Татарстана и татарского народа», а также «Гасырлар чатында» на татарском языке. Эти книги -  небольшой подарок от нашего собеседника с его авторской подписью участникам конкурса «Ватаным», проводимого объединенной редакцией газет «Татарские края» и «Tatar ile» (автор проекта – Наиль Селиванов).

Текст подготовила Арслан Камал 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100