Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Актуальная тема // ЧЕРНОБЫЛЬ - ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО // 5 май, №16
Профессиональным атомщикам в советских вузах настойчиво прививали мысль, что наша атомная энергетика — на сто процентов безопасна и безаварийна. Академики утверждали, что ядерные реакторы можно ставить даже возле стен Кремля. Поэтому успокаивающие утверждения специалистов-атомщиков после Чернобыльской катастрофы о безопасности ядерной энергетики остаются загадкой. Большой ценой оплачено сохранение и возрождение станции. Неизмеримые человеческие силы и интеллект ежедневно вносятся в повседневную работу и научные исследования, связанные с проблемами Чернобыля.
Исключая различные оценки отечественных и зарубежных специалистов, желание уменьшить одних и преувеличить других — Чернобыльская катастрофа, состояние атомной станции и Чернобыльской зоны постоянно остается в центре внимания мировой общественности.
Катастрофа напомнила о всепланетарной ответственности человека за плоды его деятельности и глобальность возможных трагических последствий в случае пренебрежения этого постулата. Человечество перед чернобыльской бедой осознало свою незащищенность и необходимость консолидации и взаимопомощи. Чернобыль стал немым укором прошлого и предостережением для будущих поколений.
О Чернобыльской катастрофе написано много книг и статей. Если бы их объединить, то получилась бы целая летопись горестных событий, в которой бурлит напряжение противоположных мыслей и позиций. Сегодня же мы предлагаем нашим читателям рассказ-воспоминание президента Всеукраинского татарского культурного центра “Туган тел” Канафии Хуснутдинова, кандидата химических наук, который в 1986 году занимался дезактивацией техники на зараженных территориях, а десятью годами позже создал Международный благотворительный детский фонд “Жизнь после Чернобыля”.
“В 1986 году я работал в Институте коллоидной химии и химии воды им. Думанского Академии наук УССР. Когда прогремел взрыв на Чернобыльской атомной станции, нашу группу научных сотрудников через несколько дней после этого перебросили на загрязненные территории для дезактивации техники. За долгие месяцы работы нашим спецподразделением было разработано 18 растворов, на которые мы получили авторские свидетельства. В конце 86-го года мы доказали, что можно «отмыть» от радиации буквально все. А доказали это на примере наиболее “грязной” техники, работающей возле саркофага, - бетономешалки «Putzmeister», которая насосом подавала бетон к саркофагу.
Мы отвезли эти машины (их было четыре) к отстойнику для захоронения, а там полностью их «отмыли» и направили для дальнейшего использования в чистых зонах.
С этим у нас связан один курьезный случай. Когда мы уже вывозили «чистые» машины, то на одном из осмотров на последнем КП в кабине сработали дозиметры, указывая на повышенный уровень радиации. Нас начали обвинять в халатности. А оказалось, что “стражи порядка” зашли в кабины в “грязной” обуви. Мы сразу же все почистили. Короче говоря, из зоны тогда можно было вывезти все - начиная от гвоздей. Это был прорыв в науке! Правда, к сожалению, далее наши разработки стали никому не нужными...
Что касается непосредственно работы, то при себе мы всегда носили дозиметры. Около саркофага были не дольше 30 минут. Зона дезактивации делилась на три части, каждая из которых охранялась отрядами милиции, отвечающими за свою “территорию” (тот, кто ближе всего находился к эпицентру, дежурил не более двух часов, во второй части - до четырех часов, а в третьей - до шести).
Случалось, что на протяжении часа дозиметры выходили из строя, но люди все-таки не покидали рабочие посты и самоотверженно работали, иногда даже жертвуя не только собственным здоровьем, но и жизнью... Сейчас многих моих институтских коллег, которые работали в зоне аварии, уже нет в живых... Что тут сказать: все тогда от организма зависело, от иммунитета.
В общежитии, где мы жили, нам создали все санитарные условия, усиленно кормили - мы ели много гречки, что хорошо выводит радионуклиды, пили литрами зеленый чай, на столах постоянно были фрукты.
До сих пор вспоминаю, как мы осенью гоняли молоденьких солдатиков от яблонь, обвешанных огромными спелыми яблоками. Постоянно вели разъяснительную работу: некоторым было тяжело понять, как же это так - яблоки же красивые, налитые и не почерневшие, так почему же их нельзя съесть. Так эти яблоки и зимовали на ветках - вокруг все бело от снега, а иногда на горизонте виднеются красновато-желтые пятна...
В 1990 году тем, кому было 50 лет, предложили выйти на пенсию. Я в то время готовил докторскую диссертацию, но “перестройка” защититься не дала - не до того тогда было. К тому же Чернобыльская пенсия в несколько раз была больше, а научная степень снова оказалась никому не нужной.
После выхода на пенсию решил исполнить свою мусульманскую обязанность и совершить впервые в своей жизни хадж в Саудовскую Аравию. Это путешествие меня так вдохновило, что когда я вернулся, то уже знал, чем далее буду заниматься: общественной работой, которая могла бы объединить всех мусульман Киева.
В начале 90-х я был одним из инициаторов создания Мусульманской религиозной общины города Киева, тогда же стал председателем татарского общества “Ильдаш”, потом на десятую годовщину Чернобыльской трагедии решил создать Международный благотворительный исламский детский фонд “Жизнь после Чернобыля”, который был зарегистрирован 22 октября 1996 года, а в 1999 году Фонд подтвердил свое право заниматься благотворительностью в Министерстве юстиции Украины (Свидетельство о государственной регистрации благотворительной организации от 05 февраля 1999 г. № 0172).
В 1998 году я стал во главе наиболее мощной общественной организации -Всеукраинского татарского культурного центра “Туган тел”. Мысль о создании ВТКЦ “Туган тел” пришла после поездки на II Всемирный конгресс татар в Казани, на который делегаты из Украины прибыли разрозненными группками. Приехавши с Конгресса и получив поддержку региональных лидеров, мы создали ВТКЦ “Туган тел”, который объединяет сегодня 17 региональных центров по всей территории Украины.
Хотел бы более детально остановиться на деятельности Международного благотворительного исламского детского фонда “Жизнь после Чернобыля”. Он создан для оказания благотворительной материальной и финансовой помощи семьям с детьми, которые пострадали от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, талантливым и способным детям, а таких немало. Эти детки по состоянию своего здоровья требуют особого внимания и заботы. Хорошо понимая эту проблему и зная ее изнутри, Фонд старается как можно больше сделать для оздоровления детей и раскрытия их потенциала.
МБДФ “Жизнь после Чернобыля” плодотворно сотрудничает с общественными организациями Украины, Турции, Исламской Республики Иран и Кубы, ищет пути сотрудничества с зарубежными общественными организациями, которые оказывают помощь семьям с детьми, пострадавшими от последствий Чернобыльской катастрофы.
Приоритетные направления деятельности Фонда — организация детского отдыха в зарубежных семьях (дети возрастом 8-16 лет), в лагерях с оздоровительной, культурно-спортивной программой, обучение детей иностранным языкам, проведение выставок детского творчества, гуманитарная помощь малообеспеченным семьям с детьми.
На первых порах мы столкнулись с неправильным восприятием слова «исламский» в названии Фонда. Создавалось впечатление, что это слово наводит страх и непонимание, а также некоторые чисто формальные ограничения, ведь Фонд был создан для всех детей - и мусульман, и евреев, и христиан, поэтому вскоре мы убрали из названия это слово. Наш Фонд - единственная организация, которая объединила детей всех национальных меньшинств Украины.
Еще раз хочу подчеркнуть, понимая важность проблемы состояния здоровья детей, Фонд поставил своей основной задачей оздоровление детей в экологично чистых зонах, с которой он успешно справляется уже почти десять лет. Впервые мы организовали поездку в Исламскую Республику Иран в 1996 году. Снова были вынуждены преодолевать ряд бюрократических препятствий, но особенно нелегко было уговорить родителей, которые не хотели отпускать своих детей в незнакомую суровую мусульманскую страну. Однако после двухнедельного чудесного отдыха, когда всем деткам понравилось и по приезду они мечтали поехать на следующий год, сработала детская дипломатия: больше проблем с боязнью у родителей не было. Дети ощутили на себе заботу с иранской стороны и подружились со многими сверстниками.
Чтобы организовать отдых для своего ребенка, родителям нужно совсем немного: Чернобыльское удостоверение или документ, подтверждающий многодетность и малообеспеченность семьи.
Фонд чаще отправляет детей на отдых в Турцию: дети уже оздоравливались под Стамбулом в лагере “Пендик”, в городах Чанаккале, Анталия, Бурса и везде их принимали как самых дорогих гостей. Фонд организовывал отдых и на территории Украины - в Карпатах и Крыму (в этом нас поддержала Киевская горгосадминистрация, чернобыльский отдел).
Надеемся в этом году также организовать отдых детей в Турции - эта традиция до сих пор никогда не прерывалась, ведь всегда находятся спонсоры для такой благородной цели, так как ничего нет более дорогого, чем здоровье детей.
МБДФ “Жизнь после Чернобыля” не оставляет без внимания творческие способности детей. За годы своего существования Фонд провел 12 выставок детского рисунка, темы которых достаточно разноплановы: от патриотической «Украiна - моя Батькiвщина» до эксклюзивного - «Восточные сказки». Все работы были проникнуты не по-детски взрослым взглядом на жизнь. Наиболее талантливых детей Фонд старается всячески поддерживать, спонсировать фестивали и конкурсы, выделять разовую помощь и ежегодные стипендии.
МБДФ “Жизнь после Чернобыля” не может оставаться в стороне от проблем детей, пострадавших от Чернобыля, и будет делать все, чтобы помочь им”.
Татьяна Капелюшная
Киев
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»