news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Актуальная тема//100 ИСТОРИЙ О СУВЕРЕНИТЕТЕ//17 августа, №33

17,46 Kb
(Продолжение. Начало в №№22-24, 29-32) НОЧЬ ПОСЛЕ СЕССИИ. Казанцу Марату Кильдееву было 16 лет, когда принимали Декларацию. Это был самый юный участник национального движения. Черноволосый худой юноша с горящим взором и зеленой повязкой на голове, на которой было начертано “Азатлык”, все три дня был на площади и запомнил любопытные детали.

Люди на площади находились в большом напряжении, боялись, что депутаты не проголосуют за суверенитет. Некоторые бродили с радиоприемниками - слушали сессию. 30 августа сессию стали транслировать и по репродукторам на площади Свободы. И вот объявили: депутаты приняли Декларацию о суверенитете!

- Мы начали ликовать! - вспоминает Марат Кильдеев. - Выстроились в два ряда, чтобы пропустить депутатов, покидающих здание Верховного Совета. Пели песню “Туган тел”, кричали “Азатлык!”, поздравляли, обнимали депутатов. Качали председателя ТОЦа Мулюкова, восторженно приветствовали депутата Фаузию Байрамову... Главный же герой события - Минтимер Шаймиев, скромно промелькнул в стороне, в темноте почти никем не замеченный. Несколько человек побежали за ним с намерением его покачать. Но он решительным жестом остановил их, направился к машине и уехал. Правда, ему успели вручить цветы - почти без лепестков. Лепестки облетели от аплодисментов.

После ликования на площади народ направился к башне Сююмбике с песней “Туган тел”. В ночном небе на лесах, опоясавших башню, развевался зеленый флаг. Все собрались вокруг бабушки Миннур из Набережных Челнов. Она все три дня находилась на площади с митингующими. А в ту ночь Миннур апа читала собравшимся вокруг нее людям молитвы, суры из Корана. И благодарила Аллаха за то, что помог дожить до этого дня...

Под марш Сайдашева

Учитель истории Салих Назмутдинов-Шамов был 30 августа 1990 года на площади Свободы в Казани. Каким ему запомнился этот день?

Тысячи людей, затаив дыхание, слушали громкоговорители. Что творилось с людьми, когда они услышали лаконичные фразы из текста Декларации о суверенитете Татарстана! Совсем незнакомые люди обнимались, целовались...

Всех покорил марш Сайдашева. Могучие аккорды во всей полноте отразили торжество исторической справедливости. Легендарный, бессмертный марш!

Впервые Салих абый услышал его в 30-е годы на корме парохода “Спартак”, плывшего по Волге. Какой-то странник наигрывал его на гармошке. Зимой 1941 года он услышал эту солнечную мелодию в уссурийской тайге. А в 1945 году - на берегах голубого Дуная, когда объявили о победе над фашистами.

Многие десятилетия в дни торжеств марш вдохновлял простых людей. 30 августа Салих абый вспомнил и свою встречу с композитором Сайдашевым на пароходе “Нептун” в 1953 году. Узнав, что перед ним учитель истории, композитор, любуясь волжскими берегами, спросил:

- Знаете ли вы, что происходило на этих берегах много веков назад?

Молодой учитель ответил, что эта тема выброшена из школьных учебников.

Сайдашев был потрясен:

- Неужели все исчезнет?!

В глазах его была боль...

...Марш умолк, но люди на площади еще пребывали в каком-то оцепенении. Стоящий рядом с Салихом абый мужчина сказал:

- Потрясающий марш! Даже забыл: я за или против суверенитета? Как русский я боюсь и не хочу суверенитета. А как гражданин Татарии понимаю - он нужен нам и нашим потомкам. А татар я не боюсь: трудяги, не предадут, хозяева своих слов. Вот и жена у меня татарка. Ни на одну красавицу не променяю!

Уже заполночь учитель истории шагал домой с горячим поклонником марша Сайдашева. Они все спорили: не выйдет ли промашка с суверенитетом?

Расстались же, крепко пожав друг другу руки, как старые друзья.

Вот так закончилась ночь 30 августа для двух казанцев. Ночь больших сомнений и больших надежд.

Реакция

“Мой Татарстан свободным стал...”

- Когда заговорили о суверенитете Татарстана, все напряглись, - пишет казанец Рустем Ишмуратов. - Спорили везде: дома, на работе, в трамвае... И так до дня принятия Декларации. Под впечатлением от этого события я написал стихотворение:

Внутри огонь, снаружи лед.

Я замерзал.

Пришло согласие, как взлет,

И замер зал.

Совет Верховный, хоть устал,

Рукоплескал...

Мой Татарстан свободным стал,

Пой, аксакал!

А если каждая улица объявит себя суверенной?

Диктор Центрального телевидения, зачитывая информацию о провозглашении суверенитета Татарстана, прокомментировала:

- Эдак каждая улица объявит себя суверенной!

“Мы в Россию не входили!”

Было это вскоре после принятия Декларации о суверенитете. Минтимер Шарипович посетовал в разговоре с ученым-историком Индусом Тагировым:

- К сожалению, республика осталась без союзников... Тагиров тут же парировал:

Наши соседи, Минтимер Шарипович, ничего не потеряли!

- Как ничего? - переспросил Шаймиев.

Ученый разъяснил:

- Они же давным-давно признали свое добровольное вхождение в Россию. Отпраздновали это дело. Получили за него ордена, привилегии. Мы же этого никогда не признавали. Ни-ког-да! За 438 лет не нашлось ни одного татарина, который подписал бы договор о вхождении в Россию. Вы, Минтимер Шарипович, в рубашке родились, что приняли такую Декларацию! Что сказали бы о вас, если бы вы первым в истории татарского народа признали добровольное вхождение в Россию?

Слова авторитетного ученого просто ошеломили Шаймиева. Он промолвил:

- Неужели это так?

И на его лице отразилось волнение...

Нелегко избавиться даже от одной буквы!

Эту историю рассказал известный писатель Туфан Миннуллин. В 1990 году народные депутаты СССР, избранные от ТАССР, сидели в зале заседаний Верховного Совета СССР в последних рядах как представители “второсортной” республики.

Перед ними стояла табличка с надписью “ТАССР” (Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика).

Когда депутаты из Татарии услышали, что в Казани приняли Декларацию о государственном суверенитете, они так обрадовались, что тут же вычеркнули букву “А” на табличке.

Депутаты из других автономных республик смотрели на татарстанцев кто с завистью, кто с возмущением. СССР никогда не был союзом народов. Не было равноправия и в зале заседаний Верховного Совета СССР. В первых рядах сидели представители союзных республик, на галерке -автономных.

На другой день табличку поменяли. Хозяева зала восстановили букву “А”!

С большим удовольствием Туфан Миннуллин снова вычеркнул злополучную букву. Тогда татарстанцам сделала замечание служба,следящая за порядком в зале.

Но наши депутаты не успокоились,а продолжали настаивать на своем.Они вычеркивали букву “А”до тех пор, пока не появилась табличка “ТССР”

Но в первые ряды наших депутатов не пересадили.

Депутаты машут кулаками

Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан многие в России восприняли в штыки. В Верховном Совете доходило до хамства. Премьер-министр РТ Мухаммат Сабиров как депутат России выступает, а в зале - шум, свист, улюлюканье! Особенно стараются москвичи и ленинградцы. Идет Сабиров на свое место - не пускают! Кулаками машут перед лицом. Вот до чего доходило!

Почему Татарстан одинок?

В Верховном Совете России премьер-министр РТ Мухаммат Сабиров возглавлял группу национальных образований. Собирал их, спрашивал:

- Почему не поддерживаете Татарстан?

Все молчат. Потом по одиночке в коридоре подходят:

- Извини, Мухаммат Галлямович, тебе легче. Татарстан - богатая республика, а мы - бедные! Мы же тут бегаем каждый день и просим помощи у российского правительства. Нас дотируют. Как же мы поднимем голос против своего кормильца?

Вот почему Татарстан был почти всегда в одиночестве. Нам завидуют черной завистью и сейчас не упускают случая лишний раз нас уколоть.

Брат на брата

В апреле 1991 года несколько сотен молодых людей из Казани, Набережных Челнов, Альметьевска отправились на нулевую отметку нефтепровода “Дружба” в Альметьевске. Им хотелось провести церемонию символического закрытия нефтепровода, из которого, по их мнению, за бесценок уплывает богатство Татарстана.

Вел молодежь писатель Рабит Батулла. Когда колонна шла по Альметьевску, все кричали: “Азатлык!”

Азатлыковцы объясняли любопытствующим, что нефтяные деньги уплывают на сторону, а нам после откачки нефти остается пить соленую воду из родников.

Когда подошли к нулевой отметке, вышли омоновцы. Вид у них был устрашающий.

Вспоминает один из демонстрантов - азатлыковец Зяудат Ахметов:

- Мы решили показать омоновцам, что не боимся их, и полезли на сетки ограждений. Ох и врезали нам дубинками! У меня неделю рука болела. Чтобы охладить наш пыл, нас поливали из пожарных машин. В одной из машин сидел мой двоюродный брат, который никак не мог понять, почему я среди “толпы экстремистов”. Потом мы с ним в деревне долго спорили, кто же прав.

Плевок

В этот день перед оперным театром в Казани члены ДПР агитировали за проведение выборов Президента России в Татарстане.

20,51 KbНароду было мало. К председателю казанского отделения ДПР Рашиту Ахметову подошла председатель татарской партии национальной независимости “Иттифак” Фаузия Байрамова. Они стали о чем-то разговаривать.

В это время от группы женщин отделилась одна особа, подошла к стоящей недалеко от Байрамовой пенсионерке и спросила:

- Ты Байрамова?

Не дождавшись ответа от растерявшейся женщины, незнакомка три раза плюнула ей под ноги и вернулась к своей группе. Оплеванная пенсионерка совсем растерялась.

Наблюдавший эту сцену рабочий Рауф Ибрагимов решил вмешаться. Он подошел к группе женщин и сказал:

- Она не Байрамова! Что вы наделали? Идите извинитесь. Но, узнав о своей ошибке, незнакомка фыркнула и отвернулась.

А Байрамова все это время стояла спиной к своим обидчикам. И, увлеченная беседой, не заметила произошедшего...

Голодовка

Не подрались, однако...

В 1991 году на Президиуме Верховного Совета РТ кипели нешуточные страсти. Решали: быть или не быть выборам российского Президента в Татарстане. Несколько человек были против. Свою точку зрения они мотивировали тем, что Татарстан - независимое государство, субъект международного права. А следовательно - нам нет, мол, дела до выборов Президента другого государства. И выбирать его на своей территории мы не позволим! В этом они видели ущемление суверенитета республики. А Роберт Миннуллин выступал за. Политическое чутье ему подсказывало: надо дать возможность гражданам участвовать в этих выборах.

В итоге победила его точка зрения. Миннуллина поддержали и другие члены Президиума. Когда же после окончания заседания все вышли в коридор, на Миннуллина с кулаками набросился Фандас Сафиуллин:

- Предатель!

Хорошо, что рядом были другие члены Президиума, которые удержали от схватки двух оппонентов. Спустя час активисты национального движения знали, кто на Президиуме голосовал за, кто - против. Националы заявили Миннуллина врагом татарского народа. Его стали высмеивать в сатирических стихах, критиковать в листовках. Были и угрозы по телефону.

Все это пришлось пережить, выдержать.

- А сейчас посмотрите! Фандас Сафиуллин стал депутатом Госдумы России, - восклицает Роберт Минуллин, ныне заместитель Председателя Госсовета РТ. - У нас в республике рано или поздно становишься центристом, как Президент. потому что эта позиция всегда конструктивна.

Венера Якупова

(Продолжение следует)

 

 

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100