Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Актуальная тема//100 ИСТОРИЙ О СУВЕРЕНИТЕТЕ //15 сентября, №37
После падения ГКЧП кабинеты рескома КПСС опечатали так называемые демократы. Работника рескома Рафаэля Хакимова вытащили из дома и потребовали выдать какие-то протоколы.
Как оказалось, кто-то из проверяющих во множительном бюро рескома партии увидел, что Хакимов размножал протоколы. Тут же решили, что это протоколы местного ГКЧП.
Когда вскрыли кабинет Хакимова, радость на лицах проверяющих угасла. Это были протоколы от 15 агауста 1991 года первого заседания делегаций России и Татарстана НО подготовке договора о разграничении полномочий.
Хакимов каждому проверяющему подарил на память ио экземпляру. И поинтересовался:
- А что вы ищете? Почему вы думаете, что мы поддержали ГКЧП? Мы выступали против гэкачепистов, нысылали телеграммы в поддержку демократов.
И компьютер по команде Хакимова выдал целых пять толеграмм против ГКЧП.
“Демократы” окончательно расстроились. Развернулись и ушли.
Переусердствовали...
- Самый болыпой вред СССР нанесли организаторы ГКЧП, - считает Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. - Их не устраивал Союзный договор. Они думали, что после его подписания республики получат слишком болыпие полномочия. В итоге получился конфуз. И те, кто был за Союзный договор, и гэкачеписты делали все, чтобы сохранить СССР. Но те, кто хотел сохранить СССР и том виде, в каком он был, навредили ему болыпе всех. Переусердствовали... С моей точки зрения, Союзный договор был лучшим способом преобразования нашей страны, нашего строя. Это был прекрасный договор, а мы были так близки к своей мечте - получить особый статус. Если бы не ГКЧП... Впоследствии проект Союзного договора послужил нам основой Договора между Россией и Татарстаном.
Площадь Свободы
Почему надо спасать негодяев
Однажды к громадной толпе митингующих на площади Свободы в защиту Президента, суверенитета Татарстана на автобусе подъехала группа людей.
Выйдя у оперного театра, они начали кричать оскорбительные слова в адрес Президента РТ. Причем неизвестные выхватили один из флагов у представителей национального движения и демонстративно его разорвали.
В воздухе пронеслось:
- Рвут наши флаги!
Огромная толпа, грозно колыхнувшись, ринулась к оперному театру.
Писатель Рабит Батулла, наблюдавший все это, похолодел. Сейчас прольется кровь!
На своем веку Батулла видел много провокаторов. И знал, как их выводить на чистую воду. Но в тот момент он без колебаний решил: надо спасать негодяев! Кругом люди с видеокамерами. Среди них и российские тележурналисты. Кто-то задумал грандиозную провокация?, чтобы показать всему миру: в Татарстане льется кровь!
Но как остановить разгоряченных людей? Батулла кинулся к начальнику городской милипии Искандеру Галимову:
- Дайте мне мегафон! Иначе этим хулиганам конец! С помощью милицейского мегафона писатель обратился к народу:
- Уходите!!! Иначе будет худо! Если хоть одна капля крови прольется, нас всех здесь бэтээрами передавят!
Во всех переулках, ведущих к площади Свободы, на самом деле стояли в полной боевой готовности БТРы и вооруженные люди.
Заметив на площади президента Татарского общественного центра Марата Мулюкова и певицу Вафиру Гиззатуллину, Батулла им крикнул:
- Уведите всех к памятнику Ленину! Отвлеките их! Спойте им что-нибудь!
Батулла умолял митингующих разойтись. То же самое делали президент ТОЦа и известная певица.
Толпа неохотно повернула назад.
А ведь могла свернуть в другое русло вся наша история борьбы за суверенитет...
Стенка на стенку
В 1991 году журналист Римзиль Валеев сделал такую видеозапись на площади Свободы в Казани. У оперного театра Демократическая партия России проводила свой митинг. А недалеко от них, у здания Кабинета министров, митинговали националы. И вот журналист видит, к демократам двинулись “зеленые”. Толпа на толпу.
Горько было слышать, как одни взволнованно кричат: “Ельцин! Ельцин!” А другие возражают: “Азатлык! Азатлык!”
В восточной стране непременно пролилась бы кровь. А наши все перемешались. Издалека было видно могучую фигуру начальника городской милиции, цепи милиционеров. Они, конечно, свое дело сделали. Потихоньку и сторонники, и противники суверенитета разошлись в стороны.
Этнографы утверждают, что татары и русские - психологически совместимые народы. Но дело, наверное, не только в этом...
Железная клетка для Шаймиева
1991 год. Москва. Приемная Председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова полна народу. Иностранные журналисты терпеливо ждут, когда же появится председатель.
Среди репортеров - единственная женщина. Это журналистка из Татарстана Зиля Валеева. У нее задание редакции: узнать, что думает Хасбулатов о суверенитете Татарстана?
Сам Хасбулатов как лев сражается за суверенитет России.
Вот он появляется в приемной в светлом развевающемся плаще. И первой принимает не “заграницу”, а журналистку из Казани.
Вначале реплики Руслана Имрановича звучат дружелюбно:
- Ну, что вы там в Татарстане насочиняли? Чего уж вы там хотите? Что у вас за заявки?
Хасбулатов неторопливо раскуривает трубку. Но по мере задаваемых Валеевой вопросов атмосфера в его кабинете начинает накаляться.
Хасбулатов входит в роль главнокомандующего. Мол, куда вы со своей самостоятельностью придете? Вы же останетесь под “обломками” своих оборонных заводов. Сами прибежите к нам и будете просить подачки, чтобы выжить! А вашего Шаймиева привезем в Москву в железной клетке!
В конце интервью он искренне сокрушался:
- Есть же у вас и хорошие татары!
Но расстался с журналисткой тепло. Подарил ей свою книгу с автографом и по-свойски попросил смягчить его особенно крутые выражения. Потому что многое из сказанного Хасбулатовым Валеевой было за рамками нормативной лексики.
Интервью с Председателем Верховного Совета РСФСР было опубликовано в газете “Известия Татарстана”, где работала редактором отдела политики Зиля Валеева. Публикация произвела сильный эффект.
Хотя фраза о железной клетке не попала в интервью, слух о ней быстро распространился. А “Независимая газета” (Москва) перепечатала материал Валеевой.
Очень скоро редакция “Известий Татарстана” получила угрожающее письмо от Хасбулатова, который утверждал, что многих вещей, упомянутых в интервью, он просто не говорил.
“Известия Татарстана” опубликовали письмо российского спикера. А рядом с ним - ответ Валеевой, где говорилось о том, что у нее сохранилась диктофонная запись...
Больше разгромных писем от Хасбулатова редакция не получала.
Чеченец, защищавший Россию
В мае 2000 года главный редактор газеты “Казанские ведомости” Венера Якупова спросила Президента РТ Минтимера Шаймиева:
- Минтимер Шарипович, Председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов обещал привезти вас в Москву в железной клетке. Как вы отреагировали на эту угрозу?
- Хасбулатов сказал это от безысходности. Он же видел, как я твердо отстаиваю особую позицию Татарстана. А Хасбулатову надо было сохранить Россию, отстоять ее права в Союзном договоре. Так что его понять можно. Я на него не в обиде...
Флаги на крыше
В октябре 1991 года очередная сессия Верховного Совета республики сопровождалась небывалым накалом страстей на площади Свободы, где собрались тысячи митингующих, среди которых были и приезжие из разных регионов СССР.
Двое митингующих - казанец Ахтям Сатиев и житель Перми Римзиль Миндияр решились на дерзкий поступок: повесить флаг ТОЦа на крыше здания Верховного Совета, которое надежно охранялось. Но где взять флаг? Пошли в штаб ТОЦа. Когда руководители ТОЦа услышали об этой авантюре, то переглянулись и предложили:
- Официально флаг выдать не можем. Но мы сейчас выйдем из комнаты, чтобы не видеть, как вы его заберете...
Миндияр раздобыл где-то еще и зеленое знамя с полумесяцем. Оставалось проникнуть в здание Верховного Совета. Решено было попасть в высокий дом с вечера, чтобы к утру выполнить задуманное.
Сатиев и Миндияр подошли к милиционеру на вахте в ВС, назвали несколько фамилий. Милиционер покачал головой: этот уже ушел, этот здесь не сидит. Что делать?
- Мансур Хасанович здесь. Может, к нему? - вдруг предложил страж порядка.
Непрошеные посетители закивали:
- Пойдет!
Прошли - и сразу наверх! А там - железная дверь. Дергали ее долго. Наконец дверь поддалась. Смельчаки вышли на крышу и ходили по ней всю ночь: очень холодно было.
Утром, в 10 часов, народ на площади стал шуметь, волноваться. Римзиль сказал напарнику:
- Я выхожу.
Сатиев благословил его:
- Аллах акбар!
Миндияр десять минут махал зеленым флагом. Потом сказал, что уходит домой. После его ухода Сатиев спрятался, зная, что сейчас их будут искать.
“Гэбисты” обшарили всю крышу, но его не нашли. Когда они ушли, Сатиев вышел и начал махать зелено-красным флагом.
Народ обрадованно зашумел, ободрился.
Через некоторое время Сатиев прикрепил флаг на крыше и спустился вниз. Никто его не остановил. Он пошел домой греться. А самодельный флаг развевался на крыше до самого вечера.
Все висело на волоске...
15 октября 1991 года молодой журналист газеты “Татарстан яшьлэре” Равиль Сабыр бродил на площади Свободы среди митингующих. В возбужденной толпе велись разговоры о штурме парламента, и Сабыр не хотел упускать сенсационный материал.
Когда навстречу попались знакомые девушки, Сабыр удивился: что они делают на митинге? Оказалось, что у красавиц парни в “Азатлыке”, хотя сами они далеки от политики как от луны.
Услышав звон бутылок в девичьих сумках, Равиль попросил:
- Дайте попить! Девушки засмеялись:
- Это совсем не то, что ты думаешь! Журналист заглянул в сумки и присвистнул. Это были бутылки с зажигательной смесью!
Слава богу, что в ход их пускать не пришлось...
Цепи, раскуйтесь!
Журналист газеты “Шахри Казан” Айрат Садык 15 октября 1991 года оказался в первых рядах демонстрантов, штурмующих здание Верховного Совета, - подвело желание быть в гуще событий.
Журналиста вместе с волнами штурмующих понесло прямо на милицейские цепи. Вдруг среди милиционеров мелькнуло знакомое лицо. Не успел Айрат вспомнить, кто это - бах! - знакомый огрел его дубинкой по плечу. Тут такая завертелась карусель - не до воспоминаний. Кругом мяли друг другу бока...
На следующий день на площади Свободы было поспокойнее. Прогуливаясь среди митингующих, Садык вновь среди милиционеров увидел знакомое лицо. Тут до него наконец дошло: да это же земляк, из одной деревни со мной!
Подошел к нему, заговорил. Земляк тоже Айрата признал. Журналист спросил:
- Зачем ты меня ударил? Паренек немного растерялся:
- Значит, это был ты? А я подумал - показалось. Темно же было...
Молодой милиционер заволновался, попросил объяснить:
- Зачем мы тут стоим? Зачем вы? За кого мы? За кого вы?
Журналист объяснил что к чему. Сержант еще больше разволновался. Расстегнул кобуру пистолета со словами:
- Хочешь, свое оружие тебе дам?
И протягивает журналисту пистолет.
Садык стрельнул глазами по сторонам. Ух ты! Рядом уже стоят солидные мужчины в штатском.
Журналист показал сержанту глазами: нас уже “пасут”!
Разошлись земляки. Сержант в свою цепь вернулся, журналист в свою...
“Меня вытащил милиционер”
15 октября 1991 года. Площадь Свободы в Казани. Стычка азатлыковцев с милицией.
- Когда началась стычка, уронили всех демонстрантов, кто стоял в первых рядах, - вспомнил этот эпизод азатлыковец Зяудат Ахметов. - Я упал. На меня еще несколько человек. Крик, свист. Кругом - сапоги, сапоги... Дышать стало нечем, а не встать. Состояние было жуткое. Крикнул: “Помогите!” Меня вытащил милиционер. Не сразу заметил, что потерял один ботинок. Кто-то с меня снял часы. А ногу мне повредили так, что до сих пор хромаю...
Венера Якупова
(Продолжение следует)
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»