news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Минкульт РТ продлил интригу с выбором нового директора Казанского цирка еще на 10 дней

Во втором этапе конкурсного отбора комиссия при участии Эдгарда Запашного заслушала концепции пяти кандидатов на должность.

Минкульт РТ продлил интригу с выбором нового директора Казанского цирка еще на 10 дней

(Казань, 26 февраля, «Татар-информ», Оксана Романова). Сегодня в Министерстве культуры РТ комиссия конкурса на должность директора Казанского цирка заслушала концепции-презентации пяти из шести допущенных во второй этап кандидатов. Личное участие одного из претендентов оказалось невозможным, как было объявлено, из-за нахождения в командировке.

Первым свое видение перспектив циркового искусства в Татарстане представил Игорь Борисов. Проблемами Казанского цирка он назвал отсутствие работы со зрителями и главное — высокий средний чек посещения при минимальной стоимости входного билета 500 рублей. Кандидат высказал идею создания филиалов цирковой школы в каждом районе РТ, а также эстрадного циркового направления на базе Института культуры, который готовил бы артистов основной труппы и цирка шапито.

«Должна быть труппа национального цирка шапито, которую Президенту на выезде не стыдно будет показать. Такая труппа гастролировала бы по районам и ближайшим республикам без животных», — пояснил Игорь Борисов, предложивший также организовать в Казани цирковой фестиваль для национальных трупп под руководством приглашенного режиссера Елены Польди.

На претендента сначала за высказывание об исключительно негуманных методах дрессуры, а затем за обозначенную в соцсетях идею «поселить» в Казанском цирке труппу «Дю Солей» обрушился гнев генерального директора Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгарда Запашного, принимавшего участие в отборе кандидатов. 

Зульфия Калимуллина представила приблизительные расчеты, согласно которым, при отказе от оператора по продаже билетов и реализации их напрямую через банк, цирк ежегодно мог бы экономить более 11 млн рублей. Этого, в свою очередь, хватило бы на содержание собственной труппы из 30 человек и 15 «базовых животных». Цирк без животных претендент назвала наиболее предпочтительным для себя. Упор в таком случае необходимо будет сделать на режиссуру, стильные костюмы и национальный колорит, который, по ее словам, на ура будет востребован во время зарубежных гастролей.

Как напомнил следующий кандидат Сергей Нестеров, экономика страны сильно зависит от нефти и курса доллара, «завтра все может поменяться так, что народу не на что будет ходить в цирк». Пока этого не случилось, цирку «необходимо подстраиваться, чтобы искусство было доступно для всей массы населения».

«Мне посчастливилось работать в Казанском цирке в 1987 — 1989 годах. Для меня удивительно, что этот цирк перестал быть постановочным. В 1987 году мы работали с кубинским цирком, он приехал только один раз и только в Казань. Коллектив существовал здесь с 1969 года 19 лет, а его артисты стали прославленными на всю страну. Цирк должен выходить на собственный прокат, не сдавая помещения прокатчикам», — подчеркнул Нестеров.

Он также с сожалением констатировал, что фактически не ведется работа с туристами. В буклетах официального туристического портала РТ нет рекомендаций и даже адреса казанского цирка. При 3 млн 200 тыс. туристов в Казани за год всего лишь 2% визитеров будет достаточно для самоокупаемости цирка.

Сергей Нестеров предложил создать для актуализации цирковых представлений общественный совет, участники которого делились бы личным мнением «если что-то пошло не так — неприятный запах цирка, неинтересное представление». Кроме того, по мнению кандидата, Казанский цирк «не должен быть интересен только в Татарстане, он должен быть интересен везде — и в Москве, и за границей, и обязательно должен быть с животными».

Презентация Рушана Сафина сильно выделялась среди всех. Мужчина зачитывал скучные чиновничьи тезисы в духе «обеспечить охрану труда, обучение, периодические аттестации и изучение рынка». На вопрос Эдгарда Запашного, часто ли он бывает в цирке, претендент на кресло директора казанской арены ответил, что последний раз был там в детстве, а мотивацией для участия в конкурсе для него стало желание развиваться.

«Это ведь такая же сфера деятельности, как и все остальные», — заявил Рушан Сафин.

Последним новую концепцию Казанского цирка представил сын бывшего его директора Рамиль Шарифуллин. Он предложил развивать сотрудничество с Росгосцирком, который недавно отремонтировал свое здание в Рязани. Местный цирк вместительный, и там, по мнению Шарифуллина, могла бы по необходимости базироваться и казанская труппа.

На вопрос Ирады Аюповой о цифровых технологиях в цирке, кандидат ответил, что можно было бы организовать кресла с 4D-эффектом, чтобы имитировать качку в море, или, например, «запах тигра».

По итогам презентаций Эдгард Запашный сказал, что идеальной фигурой руководителя и хорошим примером для подражания по всей стране будет «человек, который сможет экономически вывезти такое предприятие как цирк». При этом он подчеркнул, что не разделяет мнение, что цирк в РТ должен на 100% отображать только культуру своего региона.

«Страна громадная, мир еще больше, не все регионы примут коллектив, который будет сильно погружен в определенный регион. Мы живем в коммерческое время, ничто не мешает сегодня Голливуду снимать фильмы на любую тему и немножко отображать в это время свою национальную идею. Вовремя показанный американский флаг всегда говорит о том, где был снят фильм. Я представитель Большого Московского цирка. Это не значит, что все наши постановки делаются исключительно с использованием кокошника. Мы можем делать и на английскую тему спектакли, и на русскую, и на будущее, на компьютерную постановку делать удар. Главное — где это было сделано, чтобы человек полез в Интернет выяснять. И в следующий раз, когда Казанский цирк будет представлять любой продукт, на него пойдут», — пояснил Эдгард Запашный.

Четкое понимание стратегии развития Казанского цирка назвала главным критерием отбора кандидатов министр культуры РТ Ирада Аюпова. «И самое главное, чтобы видение это было, простите, приземленным, чтобы не было такого: “Хочу сразу построить космический корабль и улететь в космос”. Нужно понимать те ресурсы, которыми ты обладаешь, и какие изменения ты можешь привнести. Но я не соглашусь с тем, что руководитель должен быть только хозяйственником — руководитель должен быть фанатом», — сказала Аюпова.

Министр культуры РТ предположила, что, вероятно, для решения проблемы «директор цирка — собственная труппа», похожей на дилемму первостепенности курицы и яйца, вероятно, до сего момента не хватало лобби сильной личности.

«Ведь это же вопрос того, что если человек хочет, он всегда должен добиваться своего», — резюмировала Ирада Аюпова.

Итоговое коллегиальное решение о новом директоре Казанского цирка будет озвучено через 10 дней.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2