news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Реставраторы Казани распознали комод Петра I в лоте с аукциона во Франции

Уникальный экспонат с императорским вензелем украсит один из объектов наследия в центре города.

Реставраторы Казани распознали комод Петра I в лоте с аукциона во Франции

(Казань, 22 ноября, «Татар-информ», Оксана Романова). Шкаф-комод, который был выкуплен на аукционе во Франции еще несколько лет назад, оказался не только образцом антикварной мебели, но и был выполнен по заказу российского двора времен Петра I. К такому неожиданному даже для самих себя выводу пришли казанские реставраторы и эксперты во время работ по восстановлению первозданного облика мебели, сообщила ИА «Татар-информ» профессор КФУ и Казанского института культуры, главный редактор массмедиа компании ASG Светлана Бородина.

Реставрация комода проходила в течение семи лет и стала самой длительной в истории пополнения Большого собрания изящных искусств Института антиквариата компании, который базируется в Казани.

«Только когда уже купленный комод пришел в Казань, наш известный искусствовед Михаил Яо определил, что здесь (на обоях, которыми обклеены внутренние створки — прим. Т-и) вензеля Петра I. Присутствует также герб России, и внутри него вписан Георгий Победоносец», — рассказал мастер-реставратор Валерий Ильин.

Две скрещенные латинские буквы Р стали официальным вензелем Петра I после его путешествий в Европу. Подобная маркировка, подчеркивают специалисты, наносилась только по заказам императорского двора. Вероятно, мастер получил заказ на изготовление комода, но в дальнейшем он не был по какой-то причине выкуплен. Сделанный в городе Ориген, на юго-западе Германии, тончайшей работы шкаф достался другому покупателю. Около трех веков «гулял» по Европе, но в конце концов попал в Россию.

В Казани, чтобы разглядеть символы, реставраторам сначала пришлось бережно очистить засаленную и окислившуюся поверхность старинных обоев. Кроме рельефных обоев с вензелем первого российского императора в числе характерных для той эпохи признаков — тончайший оловянный сплав и маркетри (мозаика из дерева разных оттенков) в орнаменте вставок.

Все это было в удручающем состоянии — по всей вероятности комод последнее время хранился на чердаке или как старый хлам в кухне. Корона (декорированная верхняя крышка — прим. Т-и) была грубо стянута болтами и шурупами. В целом дерево иссохлось, растрескалось, во многих местах отходило. По признанию Валерия Ильина, переклейки потребовали 90% площади шкафа. Для восполнения утраченных темных элементов дерева был подобран и распилен на тонкие полоски бильярдный кий.

«То, что мной вставлено, незаметно. Но есть участки, которые были вставлены еще до меня, их я не имел права трогать, сохранил. Получился полностью аутентичный шкаф», — акцентировал мастер-реставратор.

Очищались и восстанавливались также металлические элементы, на которых, помимо воронения (затемнение металла) мастер начала XVIII века выполнил гравировку.

У комода необычные ножки наподобие широких шарообразных вазочек. За выдвижными шкафчиками верхней части есть секретная лапка-фиксатор. Это такой штырь, который насквозь пронзает нижние большие ящики и не позволяет их открыть человеку, не знающему о такой хитрости.

При этом, как пояснила Светлана Бородина, когда мебель была домашинной обработки, люди экономили усилия: фасад был роскошной тонкой работы, а сзади всегда оставались просто построганные доски. Также и с этим с фасада изящнейшим предметом мебели, где видны не особо обработанные спилы досок, и присутствует только вощение (обработка воском).

«Каждый предмет, который у нас реставрируется, будет экспонирован в наших усадьбах или на объектах культурного наследия для воссоздания интерьеров. На некоторых объектах это уже реализовано — например, на Карла Маркса, 18 в Казани; в усадьбе купцов Аигиных в селе Талицы (Московская область — прим. Т-и). Этот комод поедет в Адмиралтейскую контору на Карла Маркса, 17. Всего сейчас готовых предметов у нас 14. А, к примеру, на одну из усадеб требуется около 150 предметов, и это именно мебель, не говоря о живописи, шпалерах и т.д.», — рассказал о дальнейшей судьбе комода петровского двора и других антикварных ценностей реставратор, директор реставрационных мастерских ASG Иван Никонов.

«Все люди должны иметь возможность лицезреть такие вещи, знакомиться с культурой, с тем, как мастера раньше работали», — подчеркнул он.

Сверху комод покрыли несколькими слоями натурального лака шеллак (производится из отделений насекомых-червецов Индии и Юго-Восточной Азии — прим. Т-и). Как пояснил Иван Никонов, при правильном режиме (влажности 60 — 70 процентов, температуре в плюс 18 градусов, еженедельной полусухой уборке от пыли и полировке раз в месяц) он прослужит еще долго.

«Это история. Я рад, что я столкнулся с этим изделием, чтобы его не выкинули, не сожгли, а он будет стоять, и его будут созерцать и радоваться ему еще 300 лет. Это очень даже классная штучка!» — резюмировал Валерий Ильин.

Член реставрационного совета компании, художник-реставратор Андрей Сульдин категорично акцентировал: «Гарантированно: в Казани такого больше нигде нет!»

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2