news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Театр Бориса Эйфмана привез на Нуриевский фестиваль балет об умирающем композиторе

Постановка о жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского впервые была показана в Казани.

Театр Бориса Эйфмана привез на Нуриевский фестиваль балет об умирающем композиторе

(Казань, 17 мая, «Татар-информ», Елена Кривопатре). XXXI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева представил казанской публике балет Санкт-Петербургского театра Бориса Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA».

Постановка о жизни и творчестве великого композитора впервые была поставлена в 1993 году и имела оглушительный успех не только в стенах родного театра, но и на гастролях. В 2016 году, к 70-летию Эйфмана, спектакль был обновлен и отправлен в путешествие по всему миру.

«Эйфман – очень плодовитый балетмейстер, выпускает один спектакль за другим, причем это спектакли большой формы, сюжетные, которые подымают какую-то биографическую тему, как в данном случае – спектакль о Чайковском или спектакль о Родене, великом французском скульпторе», – рассказал критик и балетовед Александр Максов.

Нуриевский фестиваль, спектакль Бориса Эйфмана «Чайковский. Pro et contra»

Спектакли известного балетмейстера наполнены философическими наблюдениями и биографическими деталями и представляют собой взгляд хореографа на ту или иную личность, пояснил Максов.

«Личность Петра Ильича Чайковского – это целый мир! Его душевные переживания отразилось в его музыке. Мы знаем достаточно хорошо его биографию, это был человек гениальный, а гениальный человек – это всегда бездонная пропасть душевных каких-то переживаний, катаклизмов, его биография изобилует ситуациями, когда мы понимаем, что человек находился в жутком смятении», – заметил критик.

Эти душевные терзания в полной мере удалось передать в постановке Эйфмана. Чувственная и пронзительная история способна довести публику до слез. Минимум декораций, костюмы пастельных тонов и игра света дают возможность сосредоточиться на игре артистов. Все действо сопровождается музыкой Чайковского, которая, правда, иногда замолкает. Оставшись в тишине, танцоры под шорох собственных движений как будто бы еще сильнее транслировали зрителям переживания своих персонажей.

Нуриевский фестиваль, спектакль Бориса Эйфмана «Чайковский. Pro et contra»

При появлении на сцене главный герой лежит в кровати. В его сознании перед смертью всплывают воспоминания прожитых лет. Эйфман включает в спектакль «Щелкунчика», «Пиковую даму» и «Лебединое озеро». В сюжете упоминаются жена композитора Антонина Милюкова и подруга по переписке Надежда фон Мекк. Примечательно, что Чайковский в постановке изображен как раздвоенная личность – сам композитор и его внутреннее «я». Каждую субличность играет отдельный актер.

«Чайковский всегда был раздвоен, он находился в постоянном противоборстве черного и белого, позитивного и негативного, плюс его личные проблемы сексуального характера, которые порой приводили его в отчаяние. И не случайно Чайковский написал балет о лебедях – белом и черном, которые вступают в противостояние между собой. Эйфман очень хорошо это почувствовал и выстроил в своем спектакле Чайковского как двуединый образ», – отметил комментировавший спектакль балетовед.

Роль самого композитора в постановке исполняет Олег Габышев. По словам артиста, играть такую сложную личность непросто: «Всегда тяжело, когда ты обращаешься к историческим персонажам, потому что это не литературный вымысел, это действительно живая история, требующая очень тщательного подхода. И этим она и интересна. Когда ты погружаешься в историю, читаешь биографию, это все очень вдохновляет».

Нуриевский фестиваль, спектакль Бориса Эйфмана «Чайковский. Pro et contra»

Соблюдение исторической точности – совсем не главное в постановке. Главной целью была передача чувств и эмоций композитора.

«Это фантазия нашего хореографа, он обратился, мне кажется, к самому главному – к его сознанию. Получилось что-то вроде исследования, новый жанр, когда хореограф исследует внутренний мир композитора, пытаясь понять, что его вдохновило на тот или иной шедевр», – добавил артист.

Партия жены Чайковского досталась Любови Андреевой. Это трагическая роль, как, впрочем, и все роли в этом спектакле.

«Моя героиня – наивная девушка, которая жаждала любви, но нашла ее, к сожалению, в человеке, который не мог любить женщин. Чайковский был вынужден жениться на ней. Когда они поженились, началось самое страшное для него, потому что она все время требовала от него любви, объятий, поцелуев, а ему это было очень противно. Он всегда говорил, что самое страшное – это ее поцелуи», – сказала балерина.

Нуриевский фестиваль, спектакль Бориса Эйфмана «Чайковский. Pro et contra»

Влюбленная Милюкова все время преследует своего мужа, пишет ему письма, но, так и не получив взаимности, сходит с ума.

Театр Эйфмана уже не первый раз на казанской сцене, артисты уже привозили в столицу Татарстана такие постановки, как «Онегин» и «Братья Карамазовы». Это происходило не только в рамках Нуриевского фестиваля, но и в ходе проведения Культурной универсиады. С обновленным спектаклем «Чайковский. PRO et CONTRA» театр уже побывал в Латвии, Италии и США.

Завтра гости Нуриевского фестиваля снова смогут увидеть балет «Чайковский. PRO et CONTRA», но с новыми солистами того же знаменитого театра Эйфмана. Солирующие партии исполнят Олег Марков, Игорь Субботин и Яна Гордиенко.

Нуриевский фестиваль, спектакль Бориса Эйфмана «Чайковский. Pro et contra»

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2