news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Мертвый язык металла: Последний в Татарстане чеканщик на меди открыл выставку в Казани

За 44 года один из редких продолжателей традиций древнейшего вида искусства не продал ни одной работы.

Мертвый язык металла: Последний в Татарстане чеканщик на меди открыл выставку в Казани

(Казань, 6 апреля, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). В Национальной галерее «Хазине» состоялось открытие выставки татарстанского мастера Александра Иванова «Декоративные фантазии на меди». В залах галереи расположилось свыше 70 технически сложнейших и масштабных авторских работ художника, посвященных мирным и драматичным страницам истории, фантастическим мотивам и геральдике. О том, почему Александр Иванов остался единственным в республике мастером чеканки, и почему искусствоведы называют художника «оторванным от реальности», в репортаже «Татар-информ».

Художник предпочитает работать сериями, создавая на выбранную тему сразу несколько работ. Фантазии на меди Александра Иванова поражают разнообразием по тематике и сюжетам, техникой исполнения и ювелирной проработкой мельчайших деталей. Исторические мотивы в сериях «Куликовская битва» и «Татарстан» сменяются в его картинах персонажами народных сказок и легенд, а сюжеты о космической фантастике — падением нравов (как, например, в серии «Человеческие пороки»).

Показ работ единственного в РТ чеканщика на меди Александра Ð?ванова

По словам искусствоведов, каждая работа художника — это целое сказание, которое хочется «читать» неторопливо, долго рассматривать, любуясь искусным воспроизведением персонажей.

«Чеканка — один из наиболее технически сложных и трудоемких видов искусства, она возникла в давние времена, о чем свидетельствуют памятники культуры древних египтян, китайцев, ацтеков. Можно сказать, что буквально лет 40 тому назад чеканкой в России увлекались очень многие, в конце 80-х это искусство исчезло. Александра Иванова можно считать редким продолжателем этого вида искусства, ведь ему не обучают в ВУЗах и техникумах, это знание передаётся только от мастера к ученику», — рассказала эксперт Министерства культуры России, начальник отдела декоративно-прикладного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ Вера Прокопьева.

Мастер родился в многодетной крестьянской семье в деревне Мартыш Тукаевского района Татарстана. Окончив сельскую школу, Александр Иванов отслужил в ракетных войсках на Байконуре и переехал в Нижнекамск, где по воле случая оказался в оформительской мастерской художественной группы Нижнекамского химкомбината. Руководил группой «татарский грузин» Георгий Арчуашвили, который и стал для художника наставником в искусстве чеканки. Молоточек, подаренный Георгием Арчуашвили Александру, он сих пор хранит как творческий талисман.

Показ работ единственного в РТ чеканщика на меди Александра Ð?ванова

В Татарстане искусство чеканки развивалось в основном в виде социальной утвари: посуда, декоративные панно для украшения интерьера, рассказала доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова. Что касается советского периода, был достаточно большой промежуток времени, когда это искусство исчезло. Уже в 60-х годах, когда власти заинтересовались украшением и оформлением безликой на тот момент архитектуры, многочисленные здания типовой застройки стали оформлять чеканкой. Так произошло её возрождение, этому сохранились свидетельства: здание гостиницы «Татарстан», ДК Строителей. В 60-е, 70-е, 80-е годы чеканка действительно была популярна в Татарстане как вид монументально-декоративного искусства.

«Уже позже, с изменениями в архитектуре, чеканка исчезает. У Александра Иванова же оформительское искуство чеканки переходит на новый этап, становится искусством станковым. Мастер заточает свои панно в рамы, как график художник соблюдает линии штриховки. Художник пытается в технике металла создать художественные произведения. Я могла бы выделить введение мастером в чеканные работы текстильных и деревянных вставок, он в поиске», — поделилась искусствовед.

Показ работ единственного в РТ чеканщика на меди Александра Ð?ванова

Несмотря на то что Александр Иванов — один из редких продолжателей традиций древнейшего вида декоративно-прикладного искусства, возможно, единственный такого рода мастер в республике, за 44 года работы он не продал ни одного панно. Сам мастер довольно немногословен, в разговоре с агентством он подчеркнул, что никогда не собирался и не изготавливал ничего на продажу, а все 130 своих работ хранит в мастерской или экспонирует.

«Мне кажется, что здесь нужно серьёзно подумать на счёт того, где эти работы будут представлены: публичные интерьеры или частные. Одно дело — выставочные работы и совсем другое — жизнь этих произведений в конкретной среде. Здесь есть работы, которые, возможно, могли бы присутствовать в интерьере церквей, этот вид искусства не чужд церковной утвари. Александр Иванов — единственный художник на нашем небосводе, художник самодеятельный, то есть любитель, всерьёз увлекшийся этим видом искусства. Теперь, освоив мастерство технически, нужно выбрать свой путь и понять, для чего создаются все эти работы, с какой целью. Многих выставка поражает размахом и уровнем, я думаю, тут есть над чем поработать», — заключила Гузель Валеева-Сулейманова.

Показ работ единственного в РТ чеканщика на меди Александра Ð?ванова

Выставка будет открыта для посещений по 6 мая 2018 года.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2