news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Первая в Казани студия старинного танца отпраздновала юбилей пышным балом эпохи кринолинов

В зале Торгово-промышленной палаты РТ более трех десятков пар кружились в вальсе имени Льва Толстого и шествовали в полонезе.

Первая в Казани студия старинного танца отпраздновала юбилей пышным балом эпохи кринолинов

(Казань, 20 декабря, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Первая в Казани студия старинного танца Fleur de la danse отпраздновала десятилетний юбилей пышным балом. В зале Торгово-промышленной палаты РТ более трех десятков пар кружились в вальсе имени Льва Толстого и шествовали в полонезе. Условленный временной промежуток бала – «кринолин» или 50-е – 60-е годы XIX века, период нового рококо, когда дамский костюм, особенно кринолиновые юбки, достигает пика пышности.

В этот день было совершено небольшое путешествие во времени. В недолгих перерывах между стремительными кадрилями и галопадами кавалеры, одетые во фрачные костюмы или стилизованные военные мундиры, кокетничали с записными красотками, а дамы томно вышагивали по зале, высокомерно поглядывая на своих спутников. Светское мероприятие с вереницей танцев и легкомысленными беседами было скрупулезно воссоздано организаторами торжества: на столах только продукты хенд-мейд, белоснежные перчатки, идеальная осанка, манеры и одеяния.

Юбилейный бал студии Fleur de la danse

 Студия устраивает два бала в год, оба по XIX столетию: весной воссоздается усредненный ампир – примерно с 1815-го по 1825 год, осенью – эпоха кринолинов. Каждое лето Fleur de la danse проводит «ампирный пикник» с самоваром «на дровах» на английском газоне, широкополыми шляпами и играми. У каждого бала обязательно должна быть своя хозяйка, главная дама балов студии – Алиса Платова. Вместе с супругом Борисом они с 2007 года организуют балы в Казани.

«Можно сказать, что небольшая группа людей, начинавшая все это, познакомилась и сблизилась на фестивале фантастики и ролевых игр "Зиланткон". Там ежегодно проходят балы, но это больше игра, нежели реконструкция. Десять лет назад мы вместе с тогда еще будущим мужем Борисом Платовым решили собрать близких людей после фестиваля уже в Музее истории КФУ. Потихонечку, спустя время, решили даже организовать свой бал. Благодаря сарафанному радио наш круг расширялся. Сейчас у нас занято около 60 человек. Стараемся максимально воссоздать балы прошлых веков, хотя и понимаем, что на сто процентов не сможем их воспроизвести: для этого как минимум не хватает ткацких станков. Наши балы – это стилизация, но это хорошая стилизация: музыка приближена, приближены схемы танцев, программа, костюмы», – отметила она.

В XVIII и XIX веках балы были частым явлениям и могли длиться многие часы, за один танцевальный вечер могло состояться свыше пятидесяти танцев. Неудивительно, что именно тогда в моду вошло карне: ведь было позором, если дама забывала, кому она обещала следующий танец. Чтобы такого не случалось, были придуманы записные книжки «карне», которые были обязательным элементом бального туалета, как и портбукет, веер и перчатки. Эти вещи были маленькими произведениями искусства, их изготавливали из золота, серебра, перламутра и кости. На балу Fleur de la danse карне было всего лишь из бумаги, но примечательно уже то, насколько тщательно оказались продуманы мельчайшие детали.

Юбилейный бал студии Fleur de la danse

«То, что делает наша студия, разительно отличается от модных сейчас современных балов с красивыми платьями из свадебных салонов и костюмами-тройками. Мы гонимся за атмосферой и ощущениями: здесь важны любые детали: манеры, осанка, речь. Создание образа, костюма – очень затратное и непростое занятие, поэтому мы не требуем их шить с первых занятий. Каждый к этому приходит сам. На первых балах у нас вообще не было дресс-кода: кавалеры приходили в рубашках, а девушки в платьях в пол. Сейчас со смехом просматриваем старые фотографии, –заметила Платова. – Очень строго начали следить за тканью, предлагаем девушкам при покупке присылать нам ткани, чтобы не появлялось кислотных, ядовитых цветов. Мы стараемся привить ребятам этикет того времени: на каждом занятии объясняем, как правильно носить кринолин, общаться с дамой, держать осанку. Студия организует лекции по истории».

Женский костюм включает минимум десять слоев: панталоны, нижняя рубашка, корсет и накорсетник, лиф, кринолин, несколько нижних юбок и верхняя юбка, перчатки, чулки и целая россыпь декоративных элементов, обязательных с точки зрения этикета того времени. Стоимость такого костюма начинается от 20 тысяч рублей. На первый взгляд может показаться, что фрак или мундир для кавалера уступает по стоимости женскому платью, однако первое впечатление обманчиво: пошив мужского одеяния по цене практически равен изготовлению женского наряда. К тому же кавалерам в Казани намного сложнее сшить одежду для бала: метр ткани для фрака стоит от 4 тыс. рублей, а изготовлением аутентичных костюмов (а не пиджаков с длинными хвостами) занимаются всего несколько швей.

Юбилейный бал студии Fleur de la danse

Любопытно, что главные организаторы движения исторического танца – в большинстве своем люди совершенно не творческих и даже не гуманитарных профессий.

«По образованию я программист. И если посмотреть на историческое, реконструкторское сообщество России, большая часть его участников – это физики, математики и программисты, преподаватели вузов. Наверное, нам просто не хватает лирики в жизни. И, как правило, люди, которым близко это направление, занимаются им многие годы, уходят, заводят семьи, детей и возвращаются вновь уже семьями. Есть люди, которым просто любопытно, интересно посмотреть и поучаствовать в настоящем балу, они приходят и уходят, и это нормально. Но нас радует, что за эти годы сформировался костяк студии», – рассказала Алиса Платова.

Юбилейный бал студии Fleur de la danse

У каждого в студии своя роль: организатор и один из старейших воспитанников Fleur de la danse Олег Щукин (по образованию, кстати, инженер-механик) организует выезды на балы в другие города России. «Два бала в год в Казани – это очень мало, хочется общения, обмена», – признался он. Казань все-таки не очень развита в этом отношении. На сегодня суровым дресс-кодом и относительно полной реконструкцией может выделиться только Москва с ее многочисленными обществами исторических танцев, в других городах дела обстоят намного проще: достаточно фрака на любой период, и желающий уже проходит. Балы организуют, в частности, в Санкт-Петербурге, Саратове, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Самаре и Ижевске.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2