news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Представители ФАС России обсудили новые антимонопольные практики на семинаре в Казани

ФАС России намерена закрепить систему антимонопольного комплаенса в российском законодательстве.

Представители ФАС России обсудили новые антимонопольные практики на семинаре в Казани

(Казань, 5 октября, «Татар-информ», Егор Никитин). В Казани прошел международный семинар по внедрению системы антимонопольного комплаенса (мер противодействия нарушениям антимонопольного законодательства, — прим. Т-и), обсуждения прошли под совместной эгидой ФАС России и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Перед представителями республиканского бизнеса в зале учебного центра татарстанского Управления ФАС России с лекциями выступили замруководителя ФАС России Андрей Цыганов и начальник правового управления ФАС Артем Молчанов, а также эксперты ОЭСР.

По словам Андрея Цыганова, чтобы избежать нарушений антимонопольного законодательства, а значит, и штрафов, уже сейчас многие российские фирмы добровольно внедряют систему комплаенса по примеру зарубежного бизнеса, причем компаниям из разных сфер деятельности приходится подстраивать комплаенс с учетом специфики конкретной отрасли.

«Система комплаенса - это те меры, которые применяются внутри хозяйствующих субъектов, чтобы не нарушать антимонопольного законодательства и в итоге избежать рисков для воздействия со стороны антимонопольного органа. Есть много примеров среди российских компаний, которые внедряют подобные системы. У разных компаний существуют разные риски нарушения антимонопольного законодательства, понятно что и меры у них должны отличаться друг от друга», — объяснил присутствующим Андрей Цыганов.

Помимо этого Цыганов отметил, что российские власти в настоящее время также обратили внимание на подобные антимонопольные практики, и уже внедрили систему комплаенса в госзакупки оборонной отрасли. «Правительство РФ сделало первый шаг к внедрению системы антимонопольного комплаенса. Дмитрий Медведев подписал соответствующий документ еще этой весной, в первую очередь это будет касаться закупок в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Мы считаем, что для этой сферы такие меры вообще должны быть обязательны. Ведь заказы финансируются из госбюджета, и штрафы за нарушения тоже покрываются из него», — подчеркнул Андрей Цыганов.

С ним согласился начальник правого управления ФАС Артем Молчанов, который отдельно остановился на проблеме законодательного закрепления антимонопольного комплаенса. По мнению Молчанова, если эта система не будет прописана в отдельном законе, то она останется простой рекомендацией, а значит ее никто не будет исполнять.

«Почему-то сложилось мнение, что внедрение комплаенса не требует закрепления в законах. Мы изначально пытаемся опровергнуть это утверждение. Мы считаем, что здесь должен быть закон. Пока не появится норма в законе, это все не будет работать. Мы надеемся, что появится соответсвующий законопроект. Здесь нельзя останавливаться, это как динамо-машина, ведь на рынке постоянно появляются новые риски нарушений, а значит их нужно постоянно учитывать в работе компаний», — уверен Артем Молчанов.

В качестве примера глава правового управления ФАС обратился к зарубежному опыту, в котором вопрос с законодательством в этой сфере уже решен. Причем одним из таких государств оказался близкий сосед России — Казахстан.

«Французское и немецкое законодательство уже закрепили требования соблюдения компланеса на уровне корпоративных кодексов. Мы находимся в романо-германской правовой системе, поэтому эти примеры для нас являются очень важными. Теперь про Казахстан. Они с 1 января этого года закрепили систему комплаенса в своем предпринимательском кодексе. Они увидели, что это работает, и внедрили такую систему», — заявил Артем Молчанов.

В заключение Молчанов отметил, что мировые тенденции развития антимонопольного законодательства в скором будущем приведут к появлению единых международных стандартов комплаенса, которые объединят в себе опыт десятков стран в этой сфере. «Мне кажется, что данное направление будет развиваться по примерам Германии и Австралии, я имею ввиду стандартизацию. Это понятный механизм, и, возможно, стоит ожидать разработки международного стандарта комплаенса, мы это только приветствуем», — заключил Артем Молчанов.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2