news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ресурсные центры покоряют новые горизонты

В течение трех — пяти лет образовательные учреждения должны выйти на новый уровень.

Ресурсные центры покоряют новые горизонты

(Казань, 13 сенября, «Татар-информ»). С 2014 года в республике работает программа создания ресурсных центров. Уже через год был отмечен рост популярности этих образовательных учреждений со стороны абитуриентов. Решение президента Татарстана Рустама Минниханова об их создании обоснованно, система ресурсных центров — один из главных путей комплексного развития профессионального образования всей республики в целом. Можно сказать, что эта форма известна нам, при этом включает все самое лучшее. Это современные учебные центры, например, колледжи, техникумы, в которых собрано передовое оборудование, отвечающее мировым стандартам. В них же сконцентрированы кадровый потенциал и образовательные программы, которые отвечают требованиям базовых работодателей. Что немаловажно, большую роль в создании ресурсных центров играют непосредственно профильные предприятия. Работа образовательных учреждений находится на постоянном контроле Рустама Минниханова, одна из последних встреч состоялась в мае этого года. Речь тогда шла не только о предстоящем чемпионате мира WorldSkills, но и о необходимости проводить свои дополнительные, отдельные отборы.

 

— Мы видим, как востребованы чемпионаты, они привлекают огромное количество молодежи, тенденцию надо поддерживать, нужно проводить отраслевые, корпоративные чемпионаты. Если не будут соревноваться, не будет компетенций. Стандарт ресурсных центров должен соответствовать. В течение трех — пяти лет мы должны выйти на самый серьезный уровень, это даст новый результат. В том числе и тем инвесторам, которые рассматривают площадку для создания каких-то бизнесов. Я считаю, это очень важная тема, — заявлял президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании кабинета министров республики. 

С начала работы республиканской программы в Татарстане действуют 20 ресурсных центров, в создание которых вложили два млрд рублей. До конца года цифру планируется довести до 25. Во всех есть необходимое новое оборудование, а важнейший стимул для развития — чемпионат мира WorldSkills.

— Мы готовимся к этим соревнованиям, предприятия, партнеры помогают, выделяют деньги на приобретение нужного оборудования, которое соответствует инфраструктурным листам чемпионата. На нашей базе готовим членов сборной республики Татарстан по компетенции «Радиоэлектроника». Ребята показывают очень неплохие результаты, в частности на отборочных соревнованиях, которые проходили в Чебоксарах, заняли третье место. На финал российского чемпионата не прошли, регламент отбора не позволил. Готовимся, чтобы в следующем году мы попали в финал, заняли первое место, — рассказывает директор Казанского радиомеханического колледжа Камиль Мухаметов.

Абитуриенты и сами заинтересованы в поступлении именно в это учебное заведение — на одно бюджетное место подано уже более двух заявлений. «Интерес есть, мы учим профессиям будущего. Нужно работать в этом направлении, ставить высокие цели и стремиться к ним», - добавил руководитель Казанского радиомеханического колледжа. 

Сразу с запуска республиканской программы по созданию ресурсных центров Татарстан занимает лидирующие позиции по подготовке специалистов. В тоже время перед профессиональным образованием сохраняются определенные задачи.

— Нужно проведение независимой оценки профессиональных компетенций, но единые стандарты не сформированы ни в Татарстане, ни в России, — отмечал премьер-министр республики Татарстан Алексей Песошин.

Ресурсные центры помогают еще более целенаправленно и углубленно готовить специалистов для конкретных областей. Так, кадры для предприятий авиационной и машиностроительной отраслей обучаются на базе Казанского авиационно-технического колледжа им. П. В. Дементьева. Учебным заведением для ресурсного центра были разработаны дополнительные профессиональные образовательные программы: «Автоматизированный контроль изделий авиационной промышленности», «Организация безопасности труда на производственном участке». Программы признали актуальными, при чем участие в их оценке принимало не только педагогическое сообщество, но и работодатели. Так что молодые специалисты будут действительно востребованными. 

Или, например, Казанский энергетический колледж, который стал участником движения WorldSkills по компетенции «Электромонтажные работы», а уже через год учебному заведению присвоили статус ресурсного центра профессионального образования в области энергетики.

Не отстает казанский техникум информационных технологий и связи, площадка выступает межрегиональным центром компетенций в области информационных и коммуникационных технологий. Учебное заведение с 2014 года активно участвует в движении WorldSkills, техникум — центр подготовки расширенного состава сборной республики Татарстан по восьми ИТ-компетенциям. В этом году у межрегионального центра компетенций значительные достижения: он занял первое место среди всех подобных учебных заведений по количеству наград, полученных на национальных чемпионатах «Молодые профессионалы». Помимо этого, в июне студенты МЦК приняли участие в международном чемпионате в Китае, заняв второе место в компетенции «Мобильная робототехника» и получив медаль за профессионализм в компетенции «Информационные кабельные сети». В чемпионате WorldSkills Hong Kong Competition студенты МЦК стали первыми в компетенции «ИТ программные решения для бизнеса». Немаловажно, что в основной состав сборной России для участия в мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби войдут четыре представителя МЦК-КТИТС.

Ресурсные центры — это не только их оснащение и привлечение абитуриентов, но и стажировки руководителей. Так, в начале июня этого года на базе строительного колледжа прошла стажировка директоров колледжей - руководителей ресурсных центров, которые обсудили стратегическое развитие профессиональных образовательных организаций, учитывая модернизацию всей системы в Татарстане. Поднять, действительно, предстояло немало вопросов: процесс разработки образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и международных стандартов WorldSkills, вопросы организации государственной итоговой аттестации, направления работы с профильными предприятиями. Один из основных вопросов - подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства. 

О месте проведения стажировки стоит сказать отдельно. Статус ресурсного центра был присвоен казанскому строительному колледжу в 2016 году. Вся материально-техническая база сконцентрирована в одном месте и представляет цельный студенческий комплекс.

— У центра есть три учебных корпуса, 24 специализированные учебные и учебно-производственные мастерские на 360 мест, учебный строительный полигон, — отмечает директор казанского строительного колледжа Александр Проснев.

Одно из инновационных направлений деятельности — подготовка по специальностям, которые вошли в список наиболее востребованных на республиканском рынке труда. Их перспективность уже оценили абитуриенты, по данным на 27 июля 2017 года на 508 бюджетных мест подано 913 заявлений. Мировой чемпионат 2019 года подтолкнул к созданию графика тренировочных занятий с кандидатами на участие в чемпионате. Уже два года подряд тренировочные занятия обеспечиваются за счет оборудования и материалов предприятий — партнеров.

Результаты работы всех ресурсных центров уже есть. Весной этого года проходил всероссийский чемпионат рабочих профессий, на котором сборная Татарстана заняла второе место. Но это не повод расслабляться.

— Каждую медаль нужно анализировать не только с точки зрения, какой оттенок она имеет, но и с точки зрения баллов, полученных конкурсантом. Участник национального финала — это человек, в которого специально вкладывались и отраслевое министерство, и предприятие, за ним закрепляли тренеров, — отмечал заместитель гендиректора союза «Вордскиллс Россия» Дмитрий Глушко.

Чтобы к поступлению в ресурсный центр абитуриент подходил максимально осознанно, работу по профориентации в Татарстане ведут с раннего школьного возраста. Ученики младше 14 лет вовлечены в профориентационную работу в рамках проектной деятельности по целевой программе «Популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Татарстан на 2014 — 2020 годы». Более старшие школьники могут получить услугу по профориентации в органах службы занятости, узнать различные профессии изнутри и даже научиться их азам в рамках другого проекта. Так, в 2017 году комплексную услугу «Введение в профессию» получат более 400 школьников. 

С 2014 по 2016 годы центры занятости населения во многих крупных городах Татарстана провели 39 проектов по профессиональной ориентации молодежи на востребованные рынком труда рабочие профессии и инженерные специальности. Общая численность всех участников превысила 40,5 тысяч детей не только школьного, но и дошкольного возраста. На текущий год запланированы еще 17 новых профориентационных проектов для более чем шести тысяч школьников. Они смогут познакомиться не только с основами выбора профессии, но и с образовательным учреждением, где обучают нужным навыкам. С 2014 года в Татарстане успешно действует комплексная услуга «Введение в профессию». Она помогает наглядно изучить интересные направления и помогает осознанному выбору специальности в будущем. Так что комплекс мер по профориентации, начинающийся с раннего школьного возраста, помогает подготовить заинтересованных и целеустремленных абитуриентов, которые смогут получить самые востребованные профессии на современном оборудовании ресурсных центров.

Подготовлено по материалам и при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2