news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Режиссер Борис Хлебников: В основу фильма «Аритмия» легла реальная история

На театральной лаборатории «СвияжскАРТель» лучший фильм «Кинотавра» показали со второй попытки.

Режиссер Борис Хлебников: В основу фильма «Аритмия» легла реальная история

(Казань, 23 июля, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). 22 июля вечером показом лучшего фильма фестиваля «Кинотавр» 2017 года «Аритмия» завершилась IV театральная лаборатория «СвияжскАРТель». Режиссер и сценарист Борис Хлебников представлял свою работу в Свияжске в рамках off-программы.

«Аритмия» выйдет в прокат 28 сентября. Организаторы лаборатории сделали подарок своим зрителям, пригласив из Москвы режиссера на творческую встречу. Вечером 21 июля жители палаточного городка «СвияжскАРТели» и казанцы, преодолевшие до острова-града несколько десятков километров, чтобы увидеть картину, собрались в небольшом конференц-зале Музея истории Свияжска. Среди зрителей были директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин, знаменитый театральный деятель Олег Лоевский, известные театральные критики Дмитрий Ренанский и Кристина Матвиенко, а также почти все участники «СвияжскАРТели» – актеры, режиссеры и сотрудники фонда «Живой город» – основного организатора театральной лаборатории.

Зал наполнился быстро – зрители заняли не только все кресла, но и стулья в проходе, и подушки перед сценой, и подоконники, и просто все пространство. Большинство – девушки – благодарный зритель, поэтому по ходу демонстрации картины в зале часто звучал смех.

Главный герой – врач «скорой» Олег (Александр Яценко) – к неадекватным пациентам относится с юмором. В сцене со старушкой-ипохондриком, требующей ее немедленно госпитализировать, он сначала предлагает ей подписать бумагу о том, что она не возражает, чтобы ее побрили наголо. Когда пациентка пригрозила, что вызовет другую бригаду, Олег дал ей плацебо – пульку от детского пистолета – «нано-таблетку» от всех болезней, которую надо сосать две недели.

Вообще, картина рассказывает о нелегкой жизни врачей, а в основе истории – реальный случай из жизни знакомых Бориса Хлебникова. Муж и жена находятся на грани развода – Кате (Ирина Горбачева) не хватает внимания мужа, нежности и тепла. Она предлагает мужу развестись, а пока они не найдут жилье, чтобы разъехаться, спать в разных комнатах.

Олегу это не нужно, он не понимает, что происходит. У него тяжелые трудовые будни, он ежедневно спасает людей, вечерами снимая стресс алковечеринками на квартире с друзьями, и на выяснения отношений с женой у него нет сил. Смертельно устает после ночных дежурств и Катя, у нее одно желание – успеть поспать перед очередной сменой. Попытки Олега выяснить отношения заканчиваются истерикой и отторжением.

Фильм захватывает зрителя с первых минут и не отпускает до самого финала. Это реалистичная история, рассказанная в стилистике, очень близкой к мокьюментари. Здесь использована «живая» камера и органично существуют актеры. Исполнитель главной роли Александр Яценко получил приз за лучшую мужскую роль. А сам Хлебников объяснил свой выбор актрисы Ирины Горбачевой на роль жены Олега так: «Все приходили и делали жену главного героя, а она пришла и сделала второго главного героя. И она просто себя транслировала, и так получилось».

Но творческая встреча с режиссером в первый день не состоялась – на половине диск сломался, и организаторы перенесли показ на вечер следующего дня. Понятно, на втором показе в зале было больше свободного пространства – зал был полон, но обошлось без приставных стульев. После показа состоялся разговор с Борисом Хлебниковым.

Режиссер и сценарист родился в Москве в 1972 году. После школы два года учился на биолога, затем поступил на киноведческий факультет ВГИКа. «Я решил поступать на киноведческий только потому, что там был самый маленький конкурс и туда поступали только девушки. Для мальчиков там вообще никакого конкурса не было. Это был 95-й год, когда кино было вообще очень странно заниматься. Вообще не было кинопроизводства в России», – рассказал Хлебников. Он признался, что родился в далекой от кинематографа семье и до сих пор благоговеет при виде знаменитых актеров.

«Я очень хотел стать режиссером с самого начала, но побоялся. Но я с первого курса пошел дружиться со всеми режиссерами, операторами, и все пять лет обучения я им носил камеру», – поделился воспоминанием режиссер.

Дебютом Бориса Хлебникова в полнометражном кино стал совместный с Алексеем Попогребским фильм «Коктебель» (2003). «В какой-то момент ко мне подошел парень, который учился параллельно со мной во ВГИКе на продюсерском факультете. Спросил, нет ли у меня сценария полнометражного фильма. А мы как раз с другом, который приехал из Америки, тем самым, с которым сняли ужасный первый фильм, написали сценарий фильма «Коктебель». Он попросил почитать. И решил отдать на конкурс на госфинансирование», – рассказал режиссер. Он сообщил, что его сценарий параллельно подавался со сценарием Юрия Арабова. «А потом он мне позвонил с удивлением. Говорит, знаете, Арабов почему-то не прошел, а ваш – прошел. Какая-то странная ситуация, но так случилось», – поделился Борис Хлебников, сообщив, что после этого фильма продюсер решил назвать свою компанию «Коктебель».

Сценарий будущей картины победил на конкурсе сценариев, проводимом Европейской киноакадемией в рамках Берлинского кинофестиваля. Одновременно в России сценарий был поддержан Службой кинематографии Минкульта. Фильм «Коктебель» на 25-м Московском кинофестивале получил спецприз жюри, приз ФИПРЕССИ за дебют и аналогичную награду жюри российских критиков.

По словам Хлебникова, у «Аритмии» было несколько врачей-консультантов, один из них дежурил на съемочной площадке и контролировал достоверность происходившего в кадре. Чтобы добиться «документальности» в кадре, создатели фильма пересмотрели ролики на ютубе, снятые с камер машин скорой помощи. Финальная сцена – точная копия одного из таких роликов. Когда машина «скорой» застревает в пробке, один из членов бригады выходит из машины и уговаривает водителей освободить дорогу, тем самым расчищая путь. Как рассказал Борис Хлебников, для этой сцены было собрано около 100 автомобилей.

«Я всегда люблю последний фильм, который снял. А потом его начинаю не любить. Но, честно говоря, единственный фильм, за который я отвечаю, это “Сумасшедшая помощь”. Это фильм, который я очень люблю», – признался гость «СвияжскАРТели» и рассказал, как нашел актера на главную роль. Это комичная история о том, как он предложил сценарий «Коктебеля» Евгению Сытому, актеру кемеровского тетра «Ложа», которого режиссер увидел в спектакле «Новой драмы» в Театре.дос. Сценарий актер сначала потерял, а когда прочитал, ему не понравилось, но сниматься согласился.

«И мы сняли тогда сразу “Коктебель”, а потом еще один фильм. Мне он тогда страшно понравился, и я захотел снять фильм с Евгением Сытым в главной роли, написать комедию», – рассказал Борис Хлебников.

Он также сообщил о своем опыте работы в программе Льва Новоженова «Старый телевизор», назвав эту программу ужасной. «Невероятно неинтересная работа, на которой мне платили огромные тогда деньги. Мы тогда на какую-то шестую часть этих денег жили с моей женой. А все остальные я копил. Слава богу, меня выгнали не сразу, а месяцев через шесть. За это время я как раз нужную сумму скопил», – сообщил Борис Хлебников, вспоминая, как копил деньги на свой первый «пленочный» фильм.

Длившаяся не более получаса встреча с автором после просмотра фильма окончилась около полуночи. Она стала завершающей в череде встреч и показов нынешней «СвияжскАРТели». Лаборатория проводится фондом поддержки современного искусства «Живой город» при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция».

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2