news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

После реставрации в Успенском соборе Свияжска посетители не увидят уникальные фрески первозданными

Утраченные со временем фрагменты невозможно вернуть – на их месте штукатурку лишь слегка затонируют в близком к росписи цвете фона.

После реставрации в Успенском соборе Свияжска посетители не увидят уникальные фрески первозданными

(Казань, 28 июня, «Татар-информ», Оксана Романова). После завершения всех реставрационных работ в соборе Успения Пресвятой Богородицы (Успенского собора) XVI века в Свияжске посетители все же не смогут увидеть уникальные средневековые фрески в первозданном виде целиком. Об этом ИА «Татар-информ» сообщил руководитель реставрационных работ, московский иконописец, художник-реставратор высшей категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления Валерий Косушкин.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

Как пояснил реставратор, утраченные со временем фрагменты уже невозможно вернуть. На их месте лишь слегка добавят штукатурке тон, чтобы белый цвет резко не контрастировал с сохранившимися фресками.

«На древних памятниках нельзя ничего придумывать, поэтому здесь останется левкас (роспись – прим. Т-и), который сохранился в таком виде с 60-х годов. В пробелах будут сделаны тонировки. Ведь, например, и низы не сохранились: там есть элементы орнамента, но какой он был точно, мы не знаем, поэтому нельзя дорисовывать. Понятно, что когда-то здесь было полотенце (повторяющийся орнамент – прим. Т.-и), но что внутри этих полотенец неизвестно, поэтому утерянные места лишь чуть-чуть будут погашены в цвет, близкий к оригиналу. Все это утверждается реставрационным советом, министерствами культуры РФ и РТ, поэтому мы выполняем то, что нам говорят. Мы можем предлагать, но от себя мы ничего делать не можем», – пояснил Валерий Косушкин.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

Так, например, на одной из стен заметны следы фигуры Великого князя Владимира (это установлено по фрагментам надписей сверху). Как рассказал собеседник, в таком случае, скорее всего, напротив должна быть княжна Ольга, изображение которой сохранилось хуже. Однако если начинать восстанавливать (тонировать) образ князя, получится, что одна сторона после реставрации будет невыгодно оттенять другую.

Обнаружили реставраторы фигуру, и когда приступили к работе над окнами в трапезной (пристроенной в XVIII веке). Предполагают, что с 1700-х годов она и осталась на стенах, а дальше окна десятки раз переправлялись на новый лад.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

«Мы пересчитали слои – 7 слоев окраски. Дошли до синей краски и остановились – под ней уже ничего нет. Окна также тонировали, где-то кусочков не хватало, где-то что-то осыпалось, но цветы (орнамент у окон в более современной части собора – прим. Т-и) были все. А вообще собор мы восстанавливаем по его последнему облику – это 80-е годы XIX века. Даже надписи частично то, что читается, мы протонировали, а что не читается – тоже не трогали. Хотя при первой реставрации в начале ХХ века, когда Сафонов (к 1911 году некоторые фрески собора уже осыпались – прим. Т-и) этот делал, они просто надпись придумали», – рассказал собеседник.

Напомним, Успенский собор (построен в 1556–1561 годах) считается одной из древнейших построек действующего Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Облик уникального архитектурного памятника в стиле псковско-новгородских храмов мало изменился за пять столетий. Особенно ценна фресковая роспись собора, которая пострадала со временем, однако в значительной части все же дошла до наших дней.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

Уникально, что здесь нет характерного для западных стен христианских соборов изображения геенны огненной, а показана только райская обитель. Вместе с тем имеются такие известные фрески, как «Отечество» или «Новозаветная Троица» в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода и «Шествие праведных в рай». А также – единственное сохранившееся в России фресковое изображение святого Христофора в образе воина с лошадиной головой (в XVIII веке большинство существовавших прежде образов Христофора с песьей или лошадиной головой были уничтожены).

В настоящее время в стадии дискуссии находится вопрос установки металлических ограждений, которые не позволят посетителям после завершения реставрации касаться фресок, так как, например, фреска Святого Христофора в свое время была стерта на уровне вытянутой руки из-за слухов, что прикосновение к изображению прощает все грехи.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

«Ну и решается вопрос о посещаемости. Если здесь будет 200 – 300 тысяч человек, как на острове, то регулировать температуру и влажность будет очень трудно. Так что с владыкой обсуждается вопрос о ежедневных службах, праздничных, воскресных. Возможно, будут регулировать, как в других местах: если температура позволяет, заводят группами, группа прошла – следующая. Тем более для большинства туристов, которые будут сюда заходить самостоятельно, будет абсолютно непонятно, что здесь изображено – в любом случае возникает вопрос показа и вопрос объяснения. Ведь для многих непонятно, почему он с лошадиной головой, почему рядом великомученик Никита (у которого второе название Никита Бесогон)? А они как бы защищают собор. Христофор отпугивал всякую чуму, а Никита защищал. И первые воинские образки даже были не с Николой, а с Никитой – в XVI веке это был самый распространенный именно воинский святой и т.д. В любом случае так, чтобы идти сюда валом, такое вряд ли будет», – предупредил Валерий Корсушкин.

Напомним также, что в середине июля в Успенском соборе Свияжска ждут международную комиссию, экспертам которой по многоступенчатой системе предстоит проголосовать за или против внесения собора в список объектов мирового культурного наследия, охраняемых ЮНЕСКО

Подробный репортаж о том, как Успенский собор Свияжска готовят к итоговому визиту экспертов ЮНЕСКО, читайте по ссылке на портале «События недели». 


 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2