Андронный коллайдер позволил ученым создать материю времен Большого взрыва

Образовавшуюся квагму физики смогут изучать по столкновению «удобных» для себя протонов.

(Казань, 26 апреля, «Татар-информ»). Большой адронный коллайдер (БАК) позволил физикам ЦЕРНа нечаянно получить кварково-глюонную плазму (квагму), которая является материей времен Большого взрыва. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на результаты экспериментов, опубликованные в журнале Nature Physics.

Ученые подчеркивают, что свойства случайной, но очень удачно образовавшейся квагмы можно будет изучать по столкновению «удобных» для них самих протонов, а не сложных тяжелых ионов. А это в свою очередь приблизит человечество к пониманию того, как Вселенная выглядела до и во время Большого взрыва. «Мы очень рады этому открытию», – подчеркнул официальный представитель коллаборации ALICE в рамках БАК Федерико Антинори.

Кварково-глюонная плазма, или квагма, состоит из мельчайших частиц – кварков и глюонов, которые обычно удерживаются внутри протонов, нейтронов и других частиц сильными ядерными взаимодействиями. Чтобы «освободить» их, необходимы гигантские температуры и энергии, которые, по мнению физиков, существовали в природе только в момент Большого взрыва.

Некоторое время назад стало ясно, что аналогичные условия можно получить, сталкивая достаточно тяжелые ионы друг с другом при помощи мощных ускорителей частиц. В прошлом году при изучении результатов последних экспериментов на детекторе CMS в составе БАК выяснилось, что «первичная материя Вселенной» образуется при столкновениях одиночных протонов и ионов свинца. При изучении данных, собранных детектором ALICE после перезапуска БАК в апреле 2015 года, было обнаружено также, что некий аналог квагмы возникает и при столкновениях протонов между собой.