news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Инсаф Абдулла: «Нужно очень внимательно подбирать репертуар для ребенка»

В казанском Доме актера наградили победителей Международного конкурса чтецов имени Тукая.

Инсаф Абдулла: «Нужно очень внимательно подбирать репертуар для ребенка»

(Казань, 21 апреля, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Сегодня в Казани гала-концертом и награждением победителей завершился VII Международный конкурс чтецов имени Г. Тукая, посвященный 110-летию татарского театра. В этом году на конкурс, тема которого звучит как «Театр яктылыкка, нурга илтэ! / Театр чист и величав!», поступило свыше 200 заявок из Татарстана и других регионов России. В нем также принимают участие чтецы из Китая, Индонезии, Турции, Таджикистана и других стран.

Как рассказал культурному обозревателю ИА «Татар-информ» один из членов жюри конкурса, который работает с первых дней его создания, педагог по сценической речи Казанского театрального училища Инсаф Абдуллин, нынешний конкурс получил вдвое меньше заявок на участие, чем прошлые. «Когда мы объявили тему нынешнего конкурса, Фарид Бикчантаев сомневался (председатель жюри – прим. Т-и), смогут ли конкурсанты что-то найти для декламации. И действительно, в нынешнем году количество заявок на конкурс снизилось вдвое. В прошлые годы было около 400 заявок, в нынешнем – 200», – рассказал педагог.

«Дело в том, что на этот раз нужно было не просто открыть томик Тукая и выучить стихотворение, а подойти творчески, поискать, подумать. Прежние конкурсы были посвящены Мусе Джалилю, современникам Тукая, творчеству молодых поэтов. С этим было проще – нашел книгу, выбрал произведение и подал заявку на конкурс. А сборников, посвященных специально театру, нет. И тексты нужно было искать. И нынешний конкурс показал, кто из учителей имеет творческий подход, кто действительно глубоко разбирается в поэзии и литературе», – отметил педагог.

В конкурсе приняли участие школьники, студенты театральных и музыкальных училищ, творческих высших учебных заведений. Как сообщил собеседник агентства, в этом году впервые в конкурсе приняли участие шакирды медресе. «Это для нас тоже было приятной неожиданностью. Мы для них создали отдельную номинацию: «Пропаганда татарской поэзии»», – сказал он.

Учредителями конкурса являются: Министерство культуры РТ, Министерство образования и науки РТ, Союз театральных деятелей РТ, Федеральная национально-культурная автономия татар.

Прослушивания проходили на сцене Дома актера им.М.Салимжанова, здесь же прошел гала-концерт.

В составе жюри: первый заместитель министра культуры РТ Эльвира Камалова, актриса ТГАТ имени Г. Камала Наиля Гараева, заместитель заведующего кафедрой Татарской театральной эстрады КазГИК Эльмира Хамматова, педагог по сценической речи Казанского театрального училища Инсаф Абдуллин, руководитель аппарата совета общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия татар» Миляуша Шарапова, педагог-режиссер Казанского театрального училища и детской татарской театральной студии «Нур» Марсель Махмутов. Председатель жюри – глава Союза театральных деятелей РТ Фарид Бикчантаев.

«Дети-конкурсанты нашли очень интересные произведения, нас это очень порадовало. Какие-то вещи мы даже не слышали никогда. Это были не только стихи о театре, но и воспоминания современников, какие-то публицистические материалы. Конечно, это трудный жанр. Читать повести и воспоминания очень непросто. Но интересные выступления были», – отметил заслуженный артист РТ.

«Например, у нас одна конкурсантка из Новошешминского района, ученица лицея, читала воспоминания Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской. Тот отрывок, где она вспоминает, как Тукай прочитал ей стихотворение в поддержку», – рассказал он.

В нынешнем конкурсе призовых мест в пяти номинациях: младшая, средняя, старшая группа, а также «профессиональная группа» и «собствнное сочинение» удостоились татарстанцы. Иностранных участников отметили в номинациях: «За пропаганду национальной поэзии и литературы» (12 человек) и участников из регионов России – «За развитие и сохранение татарского языка в регионах РФ». Всего сегодня дипломы и награды достались около 40 участникам.

Международный конкурс чтецов им. Г. Тукая – социальный проект, направленный на сохранение национального наследия, пропаганду татарского языка, развитие современной национальной поэзии, воспитание личности на лучших образцах национальной культуры и поддержку детского и молодежного творчества.

«Конкурс имени Тукая проводится уже в седьмой раз. Два года уже в статусе международного. В первый год мы проводили его только по Татарстану. Потом к нам присоединилась Федеральная автономия татар, и татары, живущие за пределами Татарстана – в городах России и за рубежом – с большим желанием принимают участие в конкурсе. Раньше у нас были представлены Москва и Санкт-Петербург, в нынешнем году их нет. И, к большому сожалению, в нынешнем году участники из Башкортостана все читают татарские стихи только на русском языке. Нас это несколько удивило, потому что этот регион был выше остальных по уровню чистоты и сохранения татарского языка», – рассказал Инсаф Абдуллин.

Член жюри и педагог выразил сожаление, что после участия и победы в конкурсе ребята уходят не в театральный мир, а выбирают другие профессии. «Я хотел обратиться к Министерству культуры РТ с предложением, чтобы наши победители получали льготы при поступлении в творческие учебные заведения», – признался он.

Артист отмечает, что на конкурс приходят уникальные дети: «Есть дети, которые исполняют от сердца. И очень жаль, что порой учителя, сами того не желая, неправильной постановкой портят ребенка. Проще заставить скопировать свою манеру, чем объяснить, о чем произведение, и вытащить собственную природу ребенка. Но это было бы результативно и очень полезно для ребенка».

Педагог КТУ также считает, что при выборе репертуара необходимо учитывать возраст ребенка. «Некоторым учащимся начальных классов дают материал, который даже взрослые не всегда могут передать. В таких ситуациях мы сидим и жалеем этих детей. И еще иногда детей заставляют заучивать длиннющие стихотворения, полагая, что это дает какие-то плюсы. Но мне думается, что небольшой текст, понятый и пережитый ребенком, будет гораздо полезнее и успешнее. И слушателям будет гораздо проще, и чтецам. В длинных стихотворениях сложнее держать стержень. Для малышей нужно уметь выбирать материал», – сказал он.

Мастер с сожалением отметил, что порой одаренные дети выбирают себе другие специальности: «И очень жалко, что этот талант не замечается вовремя родителями или учителями. И они уходят в другие профессии, а потом все равно возвращаются в театр. Таких примеров множество».

Инсаф Абдулла также сообщил, что некоторые конкурсанты остаются в памяти надолго: «В прошлом году у нас был конкурсант, который читал сказку "Коза и Баран" на русском языке. Такой маленький мальчик. Он был такой ответственный. Он выходил на сцену, весь такой собранный, и сразу давал понять зрителям, чтобы они замолчали. Он чувствовал сцену и здорово чувствовал персонажей. Я даже не могу передать, как он читал! Настолько ребенок живо представлял своих героев, так тонко чувствовал ситуации, в которые они попадают. Там никакие члены жюри не нужны, все видно и так», – поделился он воспоминаниями.

«А на прошлых конкурсах был еще парнишка из Дрожжановского района. Он нас просто убил! Красиво читал, с хорошим мишарским говором на своем родном языке. И это было ужасно обаятельно. Мы не считаем диалекты недостатком – это же его родной язык. Ели бы он учился в творческом вузе и сдавал экзамен по сценречи, тогда другое дело. А здесь этот язык для него родной. В нынешнем конкурсе такой же парень из Новошешминского района говорит с ярким мишарским говором. Он читает произведение Хади Такташа «Старый артист». Это очень сложное для декламации произведение. Но он это делает великолепно, он понимает это стихотворение, посвященное Габдулле Кариеву. У нас бывает, что одни и те же люди из года в год принимают участие, и мы наблюдаем их рост», – рассказал Инсаф Абдулла.

Среди таких постоянных участников член жюри отметил четвероклассницу из Казани Софью Кутыреву и первоклассника Максима Журабоева.

Инсаф Абдулла также подчеркнул, что у конкурса очень жесткие условия: «Это было требование Фарида Рафкатовича – академическое исполнение произведений. Нам не нужно, чтобы чтецы играли, нам нужно, чтобы они доносили содержание, идею. Это приближение к актерской профессии, ребенок должен его прочувствовать. Наши условия жестче, чем на других подобных конкурсах. И учителя, которые это понимают, из года в год более подготовленных детей к нам направляют», – сказал он в завершение интервью.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2