news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Москве открылась выставка «Съемки "Сталкера" в Эстонии и последующая жизнь Зоны»

В Доме кино представлена экспозиция фотографий со съемок ученика Тарковского – эстонского режиссера и педагога Арво Ихо.

В Москве открылась выставка «Съемки "Сталкера" в Эстонии и последующая жизнь Зоны»

(Казань, 10 апреля, «Татар-информ»). В московском Доме кино с 4 апреля открыта выставка фотографий со съемок картины Андрея Тарковского «Сталкер». Экспозиция «Съемки "Сталкера" в Эстонии и последующая жизнь зоны» – работы ученика Тарковского, а ныне давно состоявшегося эстонского кинорежиссера, оператора, фотографа и педагога Арво Ихо.

Как рассказала корреспонденту ИА «Татар-информ» помощница Арво Ихо и организатор московской экспозиции Наргиз Нур, автор снимков не только принимал участие в съемках фильма, но и по сей день является «Сталкером №2» – водит в «зону» паломников, желающих прикоснуться к местам съемок прославленной картины. «Думаю, трудно ошибиться, назвав фильм Андрея Тарковского "Сталкер" самым известным из российских фильмов не только в нашей стране, но и за рубежом. Фильм и все связанное с ним и по сей день вызывают живой интерес у большого числа почитателей кинематографа как искусства», – сказала Наргиз.

«На картине я был практикантом, до этого Андрей Арсеньевич являлся художественным руководителем трех молодых кинематографистов Эстонии, среди которых посчастливилось быть мне. С нами Тарковский был дружелюбен, я бы сказал, ироничен, любил посмеиваться, однако очень внимательно относился к каждому и не раз говорил: "Я снял немного больше картин, чем вы, так пользуйтесь мной…". Это была отличная школа, именно тогда у Андрея Арсеньевича появилась мысль снимать в Эстонии свою картину, которую он начал летом 1977 года», – рассказал Арво Ихо.

«Поскольку я показал кое-какие места для будущих съемок, мне разрешили присутствовать в качестве практиканта, и я с большим воодушевлением согласился, хотя в то время уже снимал полнометражные картины в качестве оператора. В свободные минуты я щелкал фотоаппаратом, вначале, разумеется тайно… Но кадры порадовали меня, и я решил показать отпечатанные снимки Мастеру. Ему понравилось, и он разрешил фотографировать во время отсутствия на площадке официального фотографа Мосфильма Геннадия Мурашко», – поделился воспоминаниями автор экспозиции.

Как рассказал Арво, после съемок он подарил Тарковскому 35 отпечатанных снимков, дубли которых оставил себе. В 2015 году он поднял свои архивы в поисках материалов для книги и с удивлением обнаружил эти забытые снимки.

Экспозиция из снимков со съемок, представленная на суд зрителей в Москвском Доме кино, составлена как фильм со съемочной площадки. Как заверили организаторы выставки, зритель может проследить не только трансформацию идеи Тарковского на съемочной площадке, но и развитие конфликта между двумя гениями – Андреем Тарковским и Георгием Рербергом, который разгорелся летом 1977 года.

«Первые полотна выставки явно отражают радость режиссера, только-только приступившего к съемкам. Здесь и работа Тарковского с актерами Александром Кайдановским, Анатолием Солоницыным и Николаем Гринько. Есть снимки, где режиссер в задумчивости, в дружеской беседе с любимым оператором Рербергом. На одном из первых полотен, где запечатлен ученый, которого сыграл Николай Гринько, его головным убором является шляпа, про которую сам Тарковский говорил: "Он здесь совсем как Чаль Гарлит". Среди снимков Арво Гринько запечатлен и в кепке, тогда как в картине он появляется в вязаной шапочке», – рассказала Наргиз Нур.

Вторая часть выставки посвящена жизни «Зоны» после съемок легендарной картины, куда Арво на протяжение 30 лет водит паломников, желающих соприкоснуться с историей создания фильма «Сталкер».

Как признался Арво Ихо, сегодня все меньше и меньше остается мест съемок. «Отреставрирован квартал Ротермани, что находится в черте Таллинна, обе электростанции, которые были заброшены, и поэтому там проходили съемки. По сей день люди хотят побывать в тех местах. Среди них много известных людей. Однажды ко мне обратилась молодая женщина, которая недавно потеряла свою сестру-двойняшку. Она попросила отвезти ее в зону и показать место, где молился Сталкер, легла там и молилась в надежде обрести контакт со своей умершей сестрой», – сказал он.



Как поделилась помощница фотохудожника, атмосфера черно белых фотографий Арво Ихо действительно завораживает и передает настроение фильма, мироощущение героев, шершавость восприятия действительности и глубину каждой личности, запечатленной на снимках.

Выставка в Доме кино продлится до 30 апреля.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2