news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Обряд изгнания духов провел казахский ансамбль «Туран» в Казани

В столице завершился V музыкальный «Абязов-фестиваль».

(Казань, 21 декабря, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня, в последний концертный день юбилейного «Абязов-фестиваля», на сцене казанского ГБКЗ им.С.Сайдашева выступил фольклорно-этнографический ансамбль «Туран». Гости из Республики Казахстан не только впечатлили слушателей, на удивление гладко сыгравшись с оркестром La Primavera, но и провели для казанцев первобытный обряд изгнания духов.

«Наш концерт – противопоставление этно-звучания классическому звучанию, а в завершение – объединение. Мы показываем возможности оркестра, показываем возможности ансамбля, соединяясь в творческом экстазе. Каждая пьеса «Турана» – история. Например, завершающая концерт композиция «Кероглы» –  это имя казахского мифического героя, которое дословно переводится как «Сын могилы». Это человек, родившийся в чреве умершей матери – в могиле. Прошли годы, он стал добрым, благородным правителем и воевал с феодалами. При нем народ процветал», – поделился маэстро перед началом программы.

«Казахская музыка оказалась очень сложной ритмически: постоянный переменный метр. Играть такую музыку оркестру довольно сложно, тем более, что у нас была всего одна репетиция. Но ребята – изумительные, все они с консерваторским образованием, все владеют огромным количеством инструментов, на сцену они выносят 18 этно-инструментов. Многие из них мы услышим, увидим в первый раз: кобыз, домбыра, жетиген, сыбызгы, шертер, – перечислил Рустем Абязов. – Исполняют безумно талантливо, постоянно сочетая с пением и "наговорами" – голосовым сопровождением, театрализированными постановками. Я ожидаю блестящий концерт».

Вечер открылся насыщенной, изменчивой и стремительной «Кыпчакской увертюрой» Ильяса Камалова в исполнении La Primavera. За несколько минут на языке звуков оркестранты поведали залу легенду о тюркском племени, некогда проживающем на Алтае. Как первый резидент, аранжировщик и композитор фестиваля, Камалов принял благодарность меломанов.
Зрителям представили гостей. В качестве приветствия «Туран» подарил казанцам народную пьесу Казак елi – «Я сын великой степи». С первых звуков в зале установилась гробовая тишина – настолько непривычным было звучание архаичных инструментов. Перебивчивая, экспрессивная зарисовка сопровождалась горловым пением и проникновенными рассказами солиста ансамбля – Абзала Арыкбаева на родном казахском языке. Артисты в противовес оркестрантам не сдерживали эмоций на сцене: они импровизировали – в зал уходили смелые возгласы.

«Мы приехали для того чтобы показать свое искусство и впервые совместно исполнить авторские композиции, нашу музыку, которая была переложена на камерный оркестр. Для нас это достижение, нашу музыку еще никогда не перекладывали на оркестр. Мы мультиинструменталисты, в нашем багаже свыше тридцати древних инструментов. Фольклорная музыка забывалась, но на сегодня, к нашему счастью, тенденция изменилась. Казахская народная музыка становится все более популярной, молодежь слушает этническую музыку, ее теперь подают в очень интересных форматах: в форме джаза или даже рока. Это интересно всему миру», – рассказал Абзал Арыкбаев.

Артисты ансамбля давно знакомы с татарской культурой, музыкой и считают ее довольно близкой для себя. «Впервые мы познакомились с татарской музыкой еще во время учебы в консерватории и в дальнейшем часто встречались с замечательными татарскими музыкантами на разных площадках. Что татарская, что казахская или киргизская музыка, –  все это тюркская музыка, – объяснил артист. – У нас одни корни, мы играем на одних инструментах, популяризируем одну музыкальную культуру».

Зал не был полон, но теплота, с которой в этот вечер принимали артистов, наполнила ГБКЗ. Каждая пьеса, каждая музыкальная зарисовка были встречены публикой с громкими, искренними аплодисментами и криками «Браво». Браво, Рустем Абязов.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2