news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Казанский театр имени Качалова отпраздновал 225-летний юбилей

На одной из старейших академических сцен России было представлено попурри из фрагментов текущего репертуара театра.

(Казань, 28 ноября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Казанский академический русский драматический театр имени В. Качалова отпраздновал юбилей: 225 лет исполнилось со дня возникновения одной из старейших театральных сцен России.

Поздравить качаловцев пришли заместитель министра культуры России Александр Журавский, директор московского Театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок, главный режиссер Татарского театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев, руководитель Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов и множество других известных деятелей культуры.

Гостей мероприятия ожидало загадочное театрализованное представление – на сцене то и дело появлялись тени прошлого, танцующие менуэт. Безмолвное действо демонстрировало зрителям историю казанской сцены. Открывая вечер, народная артистка России и Татарстана Светлана Романова прочитала стихотворение Всеволода Рождественского «Любовь, любовь – загадочное слово...».

«Осенью 1791 года в губернском городе Казани, в небольшом зале дома по улице Воскресенская, был сыгран первый спектакль Казанского городского публичного театра. Возвращаясь домой по пустынным улицам города, видя будто сквозь сон, как ветки и фонари подмигивают друг другу, останавливаясь на тротуарах и вспоминая речи актеров, зрители вряд ли догадывались о том, что стали свидетелями исторического события. Рождения театра. В тот холодный вечер не могли знать и игравшие первый спектакль актеры труппы Бобровского, что впереди у этого театра долгая-долгая жизнь – сложная, полная тайн и счастливая. Будут сменять друг друга эпохи, государства, правители, а театр этот будет жить», – сказала артистка.

«Лихолетье войн и революций сметет многое и многих, а театр устоит, – подхватил рассказ народный артист России и Татарстана, корифей театра Геннадий Прытков. – И именно в такие времена он будет нужен людям, как ни в какие другие. Многочисленные пожары один за другим будут уничтожать его дом, но всякий раз театр, как птица Феникс, будет восставать из пепла, чтобы продолжать жить. Станет совсем другим город, изменятся его улицы и дома, а театр, как и 225 лет назад, будет нужен его жителям. Подъезжая к театру зрители будут уже не в колясках и кибитках, а на машинах и в метро. Но они, как и 225 лет назад, будут замирать в минуте до открытия занавеса, ожидая чуда».

Среди зрителей театра были Лев Толстой, Федор Шаляпин, Максим Горький. Нынешний Качаловский когда-то называли вторым университетом и кузницей кадров для императорских театров. Лучшие антрепренеры России работали в этом театре. На его сцене играли великие актеры: Щепкин, Мочалов, Мартынов, Милославский, Медведев, Савина, Качалов, Царев и Жаров.

«Через сцену казанского театра лежал их путь в бессмертие. Ах, если бы можно было их сейчас услышать. Пройти незаметно в дом, арендованный некогда у предприимчивого владельца, миновать кассы, где серебро в театре продавалось по курсу "Казанских ведомостей", пройти сквозь полутемный вестибюль и очутиться в зале. Слышны давно угасшие голоса, мелькают давно угасшие тени, тишина. Медленно, сменяя декорации, вертится, поскрипывая, сцена», – заметил заслуженный артист России, народный артист Татарстана Михаил Галицкий.

В Качаловском в этот вечер вспоминали тех, кто в разные годы составлял славу русского театра в Казани. Со сцены прозвучали имена Николая Якушенко, Валентины Павловой, Евгения Простова, Владимира Никитина, Эрнста Геймса и многих-многих. Перед глазами зрителей пронеслось красочное попурри из фрагментов текущего репертуара театра. Здесь были и булгаковский профессор Персиков, и строптивица Кэт со своим безжалостным и нахальным мужем Петруччо из недавней премьеры качаловцев – «Укрощения строптивой», и пушкинская графиня Анна Федотовна.

«Тревожно, трепетно. Только с самолета и сразу сюда, под свет софитов родного города, родного театра. Я помню себя здесь зрителем: там сидел, на галерке. Уже 225 лет как русский драматический, 68 лет как Качаловский, 20 лет как академический. Страшно подумать, что нас ждет в XXI веке. Александр Яковлевич (Славутский — прим. Т-И), в 47-м свет узнал вас, в 48-м театр стал Качаловским, – иронично подметил Александр Журавский, вызвав смех и бурные овации зала. – В вашей творческой поступи чувствуется закваска большого мастера, который возлагает на себя все большие и большие задачи и замечательно с ними справляется. Между вами и МХАТом протянулась какая-то незримая нить. Желаю, чтобы она никем не была обрезана и чтобы ваша школа была столь же известна, как и в XIX и XX веках».

«Мы люди московские, не местные, но для вас – мы совсем дети. В этом году успешному московскому театру исполнилось всего 95. Вы намного старше, талантливее, лучше нас. Поэтому желаю вам, чтобы вы были еще талантливее и лучше, желаю всегда полных залов и ярких премьер», – поздравил труппу Качаловского Кирилл Крок. Директор театра Вахтангова подарил Александру Славутскому фирменный шарф с автографом отца-основателя московской сцены и книгу Римаса Туминаса «Московские премьеры театра Вахтангова» (тоже с автографом автора).

Поздравляя казанских артистов, профессор, худрук Театрального центра имени Вс. Мейерхольда Виктор Рыжаков вспомнил, как более 25 лет назад приехал в Качаловский и поставил здесь первый в своей жизни спектакль – дипломную работу после окончания Щукинского училища. «В этом году родился наш молодой театр («ИюльАнсамбль» при школе-студии МХАТ – прим. Т.-И.), и первые гастроли мы совершили в этом театре. Вот такая преемственность. Пусть наши мхатовские чайки взлетают на вашей сцене, пусть ваши замечательные артисты пополняют труппу Московского художественного театра. Мы завидуем вам, мы счастливы, что имеем честь выступать на этой сцене».

«Без вас не будет спектакля, – обратился под занавес директор и главный режиссер Качаловского Александр Славутский к залу. – Театр – это диалог между сценой и залом. Я счастлив, что вы всегда в зале. Радует, когда зритель приходит на спектакли по Достоевскому, Пушкину, Чехову, Зощенко, Булгакову. Это не ботинки на тонкой подошве, это серьезная, хорошая литература, это то, что мы для себя сразу определили основой спектаклей. Я благодарю вас всех еще раз и рад тому, что вы у нас есть. Рад, что сегодня праздник состоялся. И этот праздник должен продолжаться, потому что нет ничего более прекрасного, чем жизнь. Мы обещаем делать спектакли, которые не оставят вас равнодушными».

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2