news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

О рождении Невьянской иконы в суровом крае аскетичных старообрядцев рассказали в Казанском Кремле

Музей истории Благовещенского собора открыл экспозицию выставки «Невьянское чудо» для горожан.

(Казань, 23 ноября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня в Музее истории Благовещенского собора Казанского Кремля открылась выставка «Невьянское чудо», посвященная рождению уникальной традиции древнейшей иконописной школы первой горной столицы Урала – Невьянска. Экспозиция салона рассказывает историю о богатом, суровом крае промышленников и аскетичных традиций старообрядчества, в котором и появилась удивительная по красоте и тонкости письма, богатству красок Невьянская икона.

Отличительной чертой школы стала приверженность мастеров древнерусским образцам и одновременное влияние на технику росписи стилистики барокко и классицизма. В результате культурного сплава Невьянские иконы обладают необычно насыщенным колоритом, смелыми цветовыми переходами и обилием золота. В салоне Благовещенского собора иконы распределены по тематическим зонам: иконография Христа и почитание образов Богородицы, писаные иконы с меднолитными распятиями Христа внутри, «Знамение», «Казанская», «Троеручица» и роскошный «Собор из 120 Богородичных икон».

«Эта икона родилась на Урале в то время, когда жизнь здесь кардинально менялась: основывались металлургические заводы, рождалась новая Россия. Старообрядцы из числа тех, кто строил эти заводы, оказались вовлечены в совершенно новый процесс. Урал – территория огромнейших богатств, здесь добываются и золото, и драгоценные камни. Все эти богатства позволили не экономить на создании икон и оплате умельцам», – рассказала автор и составитель выставки, заведующая отделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея Татьяна Мосунова.

«Когда здесь начала кипеть жизнь, запрос на иконы вырос. Заказчики – очень богатые люди, многие из которых были именно старообрядцами, – требовали самого лучшего, – пояснила она. – Невьянск – город, где был основан первый в России металлургический завод, там и образовался центр иконописания. Самая ранняя из известных на сегодняшний день Невьянская икона датируется 1734 годом. Расцвет ее приходится на первую четверть XIX века».



«В отличие от других российских иконописных школ Невьянские иконы были полностью залиты золотом. Использовалась специальная технология, при которой в качестве основного, базового слоя наносился слой золотого покрытия, и только затем по золоту делалась прорезь и шла живопись минеральными красками. Именно благодаря ним иконы сохраняют яркость цвета и сейчас», – подчеркнула автор экспозиции.

По словам искусствоведа, в иконописи разницы между старообрядческими мастерами и мастерами официальной церкви мы не увидим. Само слово «старообрядец» для этих людей было несколько обидным. Сами себя они исторически называли «древнего благочестия ревнители». Когда в православной церкви произошел раскол, они посчитали, что невозможно вносить коррективы в то Божие откровение, которое уже явлено людям. И если человек осмеливается на то, чтобы менять что-то в главном Писании, то он подобен Антихристу. Это покушение на традицию было немыслимым для старообрядцев. За свою веру они были готовы бежать в Сибирь и принять любую смерть. Государство хотело сохранить внутреннее единство церкви, поэтому многие годы старообрядцы подвергались преследованиям. Тем не менее иконы, которые писались старообрядцами, признавались Русской православной церковью, потому как они соответствовали древним образцам.

Кроме Невьянских икон салон, составленный более чем из 60 экспонатов, включает предметы быта уральских старообрядцев, и реликвии, рассказывающие историю самой иконописной традиции. Под стеклом разместились расшитая одежда – сарафаны и платки, рабочие инструменты иконописцев, старообрядческие четки и рукописные книги XVI столетия.

Выставка завершит свою работу 29 января 2017 года. В дни ее проведения в Музее истории Благовещенского собора запланированы встречи с историками старообрядческой традиции и культуры Казани, концерты удивительной музыки, сохранившей голос древних времен, и экскурсии по памятным местам, связанным с историей старообрядчества столицы Татарстана.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2