news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Активисты обеспокоены постепенным исчезновением Татарской слободы в Томске

Возводимые здесь многоэтажные сооружения – угроза для исторической территории.

(Казань, 6 октября, «Татар-информ», Гульнар Гарифуллина). Активисты, ратующие за сохранение исторических и культурных памятников, обеспокоены постепенным исчезновением Татарской слободы в Томске. Об этом корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказали краевед и архитектор Аркадий Канаев и член молодежной организации «Дуслык» при Татарском центре Томской области Ринат Галимов.

Татарская слобода Томска расположена между улицей Ленина и рекой Томь. По словам Аркадия Канаева, она была отделена от центра высохшим ныне притоком Томи под названием Исток. Отсюда второе название местности – Заисточье.

На территории Томска татары жили испокон веков. Считается, что в деревню Тохтамышево был изгнан и там же похоронен хан Тохтамыш, после Куликовской битвы разрушивший Москву. А князь Тоян из села Эушта в 1603 году позвал русских воинов для строительства деревянного укрепления и сам перешел в русское подданство. Острог возвели на Воскресенской горе, а татары перебрались в Заисточье. Можно утверждать, что Татарская слобода старше, чем сам город Томск.

По словам А. Канаева, татары здесь разводили скот, держали лошадей. Так как через территорию Заисточья проходили караваны с товарами из России и Китая, они стали строить здесь свои дома, которые сдавались в аренду. «Татарские и русские купцы стремились перещеголять друг друга в строительстве красивых домов. Так появились уникальные образцы деревянного зодчества», – отмечает краевед.

В Томске имелись две мечети – Красная, построенная в 1904 году, и Белая, возведенная в 1910–1912 годах. Они подчинялись разным духовным управлениям мусульман (одна относилась к Бухарскому муфтияту). В прошлом году Красная мечеть была восстановлена.

Татарский культурный центр Томска расположен в историческом здании – доме Карым-бая (купца Карима Хамитова). Он вошел в историю тем, что заботился об образовании татарских детей. «Карым-бай занимался продажей лошадей. Горел желанием благоустроить Татарскую слободу. Организовал обучение детей русскому языку, осознавая, что без знания русского детям татар не найти хорошую работу. Бай также построил школу, а при ней – общежитие для преподавателей русского языка», – рассказал Канаев.

Сейчас Татарская слобода Томска в основном заселена русскими. Татары составляют лишь 10 процентов из 1,5-2 тыс. жителей микрорайона. Часть жильцов была переселена по специальной программе из-за признания некоторых домов аварийными. Сейчас в слободе семь таких «бесхозных» домов. По мнению собеседника агентства, эти здания еще можно восстановить. Однако из-за отсутствия денег и инвесторов исторические здания продолжают разрушаться. Их внешний вид год за годом становится все более плачевным.

«Городские власти хотят уничтожить эти дома, – утверждает Канаев. – Это центр, здесь выгодно строить многоэтажные современные жилые комплексы. Чтобы освободить территорию от старых построек, устраиваются пожары. При строительстве новых домов от вбивания свай трескается земля, и на фундаментах исторических зданий появляются трещины».

Сам краевед живет здесь 43 года. Он говорит, что слобода очень близка его сердцу. «У нас такие просторные дворы. Хоть и приходится самим обустраивать санузлы и другие удобства, мы уже привыкли к такой жизни. Меня здесь знает каждый. Общаемся с соседями по двору. Это своеобразная деревня в центре города. Мы хотим сохранить это наше деревянное сокровище», –признается Канаев.

Он также отметил, что Томск признан историческим городом. «Трудно найти такие города, где есть что восстановить и можно звать туристов. Но власти города даже не думают это направление развивать. Мы даже не чувствуем, что они осознают это. В Томске есть программа по сохранению деревянной архитектуры. Нужно на основе этой же программы сохранить Татарскую слободу как культурный памятник», – замечает краевед.

Активист татарской молодежной организации Томска Ринат Галимов рассказал о желании сделать больше для сохранения Татарской слободы. По его словам, сейчас идет сбор информации об этом месте. «На территории слободы хотят возводить современные здания. В итоге это изменит исторический облик района, приведет к потере его исторического инвестиционного потенциала. Уже сейчас Татарская слобода не такая, какой была 10 или 20 лет назад. Это большая проблема Томска: у нас много деревянных домов, и чтобы освободить территории для современного строительства, эти дома просто сжигают», – пояснил он. И добавил, что Татарская слобода – лакомый кусочек для застройщиков, так как земля здесь стоит дорого. «Но мы понимаем, что это место – наши исторические корни. Мы хотим на основе закона защитить слободу от уничтожения», – подчеркнул активист.

Галимов отмечает, что все же существуют некоторые ограничения для строительства в историческом центре Томска. Внешний вид строений должен напоминать здания Татарской слободы. Нельзя строить дома выше трех этажей. «Но это не мешает "случайно" построить четыре этажа. Этажность также увеличивают за счет двух-трех цокольных этажей», – говорит общественник. Например, на территории слободы появилось довольно большое многоэтажное здание общежития Томского государственного университета.

Многоэтажные сооружения – угроза для исторической территории, считает он. Их строительство может привести к наводнению и сдвигам почвенных пластов. В итоге страдают старинные здания. Во время забивания свай близлежащие дома могут обрушиться. Новое строительство усложняет содержание старых домов в нормальном состоянии.

«Поэтому мы хотим добиться запрета строительства на основании закона. Или пусть хотя бы будут проведены публичные слушания. Нужна слобода или нет – пусть народ решает сам», –считает Р. Галимов. Он полагает, что сохранение исторического облика города привлечет туристов и станет толчком к финансовым вложениям.

Ринат также рассказал, что Татарская слобода Томска была очень близка к включению в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Помешало наличие современных зданий близ ее территории.

Ринат Галимов заявил о намерении работать в команде с архитектором и краеведом Аркадием Канаевым и приложить все усилия для сохранения Татарской слободы.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2