news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Юрий Быков: «Кто-то должен зажигать факел, когда темно»

Начинающие кинематографисты Казани встретились с автором нашумевших фильмов «Дурак» и «Майор».

(Казань, 6 сентября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Сегодня на форуме молодых кинематографистов «Время кино» в казанском кинотеатре «Мир» под многообещающим названием «Неограниченные возможности ограниченного проката» прошел мастер-класс известного российского кинорежиссера Юрия Быкова.

Отметим, что образовательный форум «Время кино» входит в программу XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Он проходит в столице Татарстана уже второй раз и, как утверждают организаторы, стал удобной площадкой для диалога зрителей и кинематографистов.

Режиссер и сценарист Юрий Быков, автор картин «Дурак» и «Майор», сериала «Метод», рассказал студентам и выпускникам кинофакультетов, а также другим участникам форума «Время кино» о том, как можно иметь зрительский успех, не выходя на экраны кинотеатров. Интерес молодых и начинающих к 35-летнему кинематографисту был заметен не только по полному залу (около 120 человек собралось на мастер-класс), но и по количеству вопросов, которые задавались из зала.

Гость, начиная встречу, много шутил, задавая неформальный тон общению. Он заверил присутствующих, что постарается уйти от разговора о себе и своем творчестве, коротко обозначил основные темы для обсуждения и предложил диалог.

Первый же вопрос начинающих кинематографистов касался того, где взять денег на кино. В ответ на это Юрий сначала шутил, а потом честно сказал: «Нигде. Снимайте дешево. Сейчас кино можно снять даже на телефон».

Выпускник актерского факультета ВГИК, ставший успешным режиссером, привел начинающим коллегам подтверждающие его тезис слова об уходе качественного кино с экранов кинотеатров примеры из истории кинематографа США. Массовому зрителю теперь не нужно глубокое кино, он не готов за него платить, считает режиссер. «Почему серьезное кино ушло из кинотеатров? Потому что оно коммерчески невыгодно, потребителю оно не нужно. Мы имеем дело с существующей ментальностью», – констатировал он. «Девальвируется серьезное искусство, потому что мы живем в эпоху "Макдональдса"», – добавил кинематографист, пояснив, что современные люди имеют свободный доступ к информации, поэтому уже не ходят на выставки и в кино.

«Зачем заниматься некоммерческим кино?» – прозвучал вопрос из зала. «Я не понимаю, зачем заниматься коммерческим кино», – ответил режиссер. «Кто-то должен зажигать свет, когда темно», – подчеркнул он.

Один из слушателей – начинающий режиссер (выпускник кинофакультета КазГИКа) сравнил два фильма, «Дурак» и «Левиафан». Он заключил, что они рассказывают об одном и том же, но разным языком. По его мнению, сравнение вышло не в пользу «Левиафана». Наверное, потому, что в фильме Николая Звягинцева нет ни одного положительного героя и нет надежды. А в «Дураке», похожем по «чернушности» на продукт перестроечного кино, присутствуют надежда и вера в людей.

Быков же в ответ сказал, что «Левиафан» – это позиция «зрелого мудреца», которая его пугает. Молодой кинематографист хочет верить в лучшее и дарить надежду зрителю.

Сейчас Юрий Быков занят съемками своего нового фильма «Завод». В зале прозвучал вопрос, как можно попасть в съемочную группу фильма. Режиссер дал понять, что нужно иметь соответствующие квалификацию и опыт работы.

Резюмируя тему мастер-класса, гость заметил, что фестивальное, вдумчивое некассовое кино должно находить своего зрителя не в интернете, а на экранах специальных кинотеатров, где собирается неслучайная аудитория. «Конкурировать с пивом очень трудно», – пошутил он, имея в виду то, что рядовой обыватель скорее потратит деньги и время на этот алкогольный напиток, чем на поход в кинотеатр с семьей или друзьями.

Напомним, частью образовательного цикла форума являются мастер-классы представителей творческих объединений и киношкол России, в том числе – Академии Никиты Михалкова, молодежного центра Союза кинематографистов РФ (МЦ СК РФ), Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, которые поделятся опытом поддержки ограниченного кинопроката в России, а также презентуют фестивальные работы своих учеников. Среди гостей – режиссер, сценарист Петр Буслов («Родина», «Бумер»), исполнительный директор МЦ СК РФ Дмитрий Якунин, режиссер, руководитель направления игрового кино и взаимодействия с регионами МЦ СК РФ Филипп Абрютин, профессор СПбГУКиТ и известный режиссер Константин Лопушанский, который жил в Казани и учился в Казанской консерватории.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2