news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Казанским журналистам представили запретный фильм о пророке Мухаммеде

Кинолента «Мухаммад – Посланник Всевышнего» откроет XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино.

(Казань, 5 сентября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Вчера, 4 сентября, в кинотеатре «Мир» состоялся пресс-показ фильма-открытия XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино «Мухаммад – Посланник Всевышнего». С журналистами встретились и пообщались через переводчика режиссер-постановщик фильма Маджид Маджиди и продюсер Мохаммад Реза Сабери, а также атташе по культуре посольства Ирана в России Махди Саадатнежад.

Воскресным вечером накануне фестиваля в зале кинотеатра «Мир» собралось около сотни зрителей – журналистов, сотрудников Министерства культуры РТ и иранского посольства. Фестивальная публика, хорошо знакомая с фильмами мусульманского мира, предвкушала встречу с очередным продуктом высококлассного иранского кинематографа. Иранцы отметились в совместном с Великобританией, Германией, Францией, Тунисом и Швейцарией проекте «Баба Азиз» – фильме-победителе КМФМК. Они привычно забирают большинство призов Казанского фестиваля. Вниманию прессы накануне была предоставлена рецензия на фильм первого заместителя муфтия РТ Рустама Батрова «Как иранский режиссер заставил Никиту Михалкова плакать», что тоже подогрело интерес к картине. К тому же, как отметили организаторы показа, лента уже получила широкое признание публики в разных странах и в 2015 году была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

То, что фильм «Мухаммад – Посланник Всевышнего», созданный в 2015 году, является самым дорогостоящим (около 50 млн долларов) и трудоемким (десять лет работы) проектом в истории кино Ирана, было видно с первых кадров. Насыщенность и красота визуального ряда, качественные спецэффекты, большое количество массовых сцен, честно и достоверно построенные декорации, тщательно подобранная натура, музыка – все это подтверждало ожидания от встречи с произведением признанного мастера Маджида Маджиди.

Очарования хватило на треть картины. А затем стали появляться вопросы, которые задаются не вместе с авторами, как, например, было в случае философской истории «Баба Азиз», которая не отпускает до сих пор, а в их адрес. Например, почему история рождения и детства самой почитаемой заметной частью человечества персоны (попробуем избежать религиозной терминологии) рассказывается с примитивностью болливудской продукции. Понимая, что российский зритель воспитан в иной культурной среде и привык к иной кинотрадиции, оправдываешь автора тем, что каждый мусульманин, выполняя один из столпов веры – намаз, после каждого движения возносит хвалу Пророку Всевышнего и молится за него. Вся мусульманская наука, культура и образ жизни строятся на коранических текстах и изречениях (хадисах) Мухаммеда. И любое упоминание о нем для искренне верующего мусульманина ослепительно и возвышенно. Этим можно объяснить искреннюю «сказочность» подачи, неподдельные и честно воспроизведенные чудеса и некоторую претенциозность изложения – даже злейшие враги восхищаются личностью маленького Мухаммеда, и птицы, и звери, и силы природы на его стороне.

«Он был пророком всего бытия, – сказал после показа режиссер. – Сама природа: камни, птицы, животные – приветствовала его. И я хотел показать свое видение того, что появление Пророка является милостью для миров».

К тому же в мусульманском мире любое изображение Пророка является кощунством. Поэтому, как и в первом фильме «Рисаля» («Послание») режиссера Мустафы Акада, снятом 42 года назад, в фильме Маджида Маджиди лица главного героя зритель не видит. Мальчик в белых одеждах (прямая символизация) всегда находится спиной к камере. По словам иранского режиссера, его фильм – второй фильм о Пророке в истории мирового кинематографа.

Как рассказал автор картины, идея возникла после скандала вокруг карикатур на Мухаммеда, опубликованных в Европе. Маджиди не понравилась реакция соплеменников в виде сожжения флагов и демонстраций, он счел ее недостойной мусульманина. И решил дать свой ответ – снять такой фильм о Посланнике, который представит все великолепие его личности и всю красоту ислама.

«На съемках царила особая атмосфера, мы все чувствовали благословение Пророка. О том, что и как происходило там, я, возможно, напишу книгу», – сказал собравшимися Маджид Маджиди. Он заметил, что уважаемые и состоятельные люди, доктора наук, крупные бизнесмены принимали участие в съемках массовых сцен совершенно бесплатно – из глубокого почтения к Пророку.

Режиссер с сожалением заметил, что улемы Саудовской Аравии и университета Аль-Азхар объявили фильм «харамом» и запретили к показу. «Мне показалось странным, что они совершенно никак не реагируют на проявления экстремизма и терроризма, а наш фильм сочли серьезной угрозой. Я писал им письма с предложением посмотреть этот фильм вместе и выявить ошибки, но ответа не последовало», – сожалеет Маджиди.

К слову, в съемках масштабного проекта приняли участие не только известные иранские актеры. Были приглашены знаменитый итальянский кинооператор, монтажер, постановщик спецэффектов, композитор, художник-постановщик. Для проведения основных съемок было выбрано место в 55 км от Тегерана по дороге в город Кум, где ландшафт имеет большое сходство с природой Мекки и Медины. Именно здесь и был построен киногород «Нур» («Свет»). Часть съемок была проведена в иранских провинциях Керман и Бушир (пустыня Деште-Лут и побережье Персидского залива), а также в ЮАР.

Фильм «Мухаммад – Посланник Всевышнего» является первой частью трилогии «Жизнь Пророка Мухаммада». Он будет трижды представлен в столице Татарстана в ходе XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2