news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Агропромышленный парк «Казань» – три года тернистого пути к доверию!

 Агропромышленному парку «Казань» в мае исполнилось три года. Пройдя тернистый путь пилотного проекта, Агропарк стал экономически эффективным, смог оправдать надежды сельхозпроизводителя и покупателя, показал всей России успешный опыт реализации цепочки: производитель – Агропарк – потребитель. О сложностях быть первым, успехах и планах на будущее мы поговорили с генеральным директором комплекса Олегом Власовым. 

В 2013 году Агропромышленный парк «Казань» открыл свои двери потребителю и сельхозпредпринимателю. В 2015-м парк – это динамичный, развивающийся объект. Давайте поговорим об этапах его становления и истории. 

О.В.: 
В Агропромпарке «Казань» сначала деятельности создано 700 рабочих мест, товарооборот в 2015 году достиг 1,2 млрд. рублей, что почти в три раза больше, чем в 2014 году, доходы выросли в 1,3 раза, получена прибыль. За три года мы прошли только первую стадию – становление. И думаю – в целом прошли удачно! Был выполнен ряд ключевых задач, которые ставились перед нами с момента открытия. Это и максимально адекватный подход к работе с сельхозпроизводителями, и создание благоприятных условий для их предпринимательской деятельности, и адаптация концепции комплекса под их потребности и специфику потребительского рынка Татарстана, и сокращение дистанции между производителем и покупателем, и обеспечение казанцев качественными натуральными продуктами. Если подходить к этому периоду с экономической точки зрения, то главный успех здесь – это практически 100-процентная заполняемость комплекса, его самодостаточность и получение прибыли, увеличение востребованности у покупателей в 1,3 раза (в 2015 году комплекс посетили 3,2 млн. человек). 

Мы постоянно анализируем свою работу, изучаем существующий опыт и решаем, что улучшить в комплексе, как дополнительно создать доступные и привлекательные услуги для покупателей и арендаторов. Одним словом, наша жизнь – это постоянное движение и обязательное развитие. Я за то, чтобы идти впереди, ведь догонять всегда сложнее! 

 

Если говорить об истории… В этот проект я был приглашен из Министерства промышленности и торговли РТ. Предложение мне показалось очень интересным. Сам парк к тому моменту еще строился, где-то уже шла отделка, где-то забивались сваи. Работала группа специалистов по выработки идеологии. В нее входили представители Министерства сельского хозяйства, Министерства экономики и Агентства инвестиционного развития, строители, Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств. Помнится, это был конец 2011 года. У нас был год, чтобы все подготовить к запуску первого в России Агропромышленного парка. Изучали мировой опыт по созданию подобных объектов, ездили в командировки, смотрели. Если видели интересный момент, анализировали его, садились за стол и начинали вносить изменения в проект, ставили новые задачи перед строителями. Ввиду предстоящей Универсиады загруженность строительной индустрии РТ была колоссальной, поэтому мы планировали открыться в сентябре 2013-го – после того, как Игры пройдут. Но на одном из совещаний Президент РТ Рустам Минниханов дал указание открыть двери Агропарка уже в мае. За месяц была проделана огромная работа. Агропарк строили и открывали всем миром… Министерство строительства смогло найти ресурс и на наш проект, завершив большинство недоделок, Министерство сельского хозяйства в короткие сроки привлекло сельхозпроизводителей на данную площадку. Мы набирали адекватную профессиональную команду, которая соответствовала предстоящим задачам, параллельно обкатку проходило все инженерное оборудование комплекса, которого, кстати, закуплено более чем на 600 млн. рублей. 

Агропарк открыл свои двери, и 13 мая нас посетил Президент Татарстана, этот день мы и определили днем начала нашей истории. 

Как в омут с головой… А что стало для вас сюрпризом в работе после открытия? Почему появились сложности с экономикой? 

О.В.: 
Проект был пилотный, и в первый год большинство процессов в предприятии были непонятными, доходная часть тоже. По итогам первого месяца работы, еще даже не в полную мощность, оказалось, что каждый месяц, независимо от времени года, затраты на содержание составят более 9 млн. руб. В преддверии открытия я робко попросил у Рустама Нургалиевича дотации на развитие парка в период становления. Он был категоричен: «В объект и так вложено 2,5 млрд. рублей, выстраивай эффективно работу сразу!». В последующем я понял, что такое решение было абсолютно правильным. Свою команду сразу предупредил: «Господа, не будет прохладной жизни. Будет каждодневный титанический труд, труд на результат». 

 

Не зря пословица говорит: «Не начавши – думай, а начавши – делай!». Спустя три года многогранной работы парк достиг самоокупаемости и получил первую прибыль. Считаю, что это говорит об эффективности выбранной концепции. И этих успехов мы добились не за счет повышения арендных ставок, а за счет оптимизации процессов и поиска внутренних резервов. Я всегда понимал, что получать большую прибыль на сельхозпроизводителе недопустимо! Сегодня есть новые направления деятельности, которые мы планируем развивать, а за счет некоторых из них увеличивать свои доходы. Главное в этом – переработка овощей и мяса, где необходимо загрузить оборудование до проектной мощности, и развитие оптового и розничного звена на предприятии. 

Расскажите, как отнеслись фермеры и, конечно, сам покупатель к открытию Агропарка? Понимали ли они, зачем он был создан? 

О.В.:
 Как и к любому новому проекту, и сельхозпроизводитель, и покупатель отнеслись с некоторой настороженностью. Для меня было приятным событием, когда на начальном этапе работы нам удалось открыть несколько производств, создать 300 рабочих мест для арендаторов. Думаю: «О, здорово, дело пойдет!» А буквально через пару месяцев ситуация резко изменилась, фермер начал уходить в поля, открыто заявив, что не намерен у нас торговать постоянно в силу занятости на собственном хозяйстве. Многие рассчитывали просто привезти выращенную продукцию и на нас повесить вопросы сертификации и реализации. Их тоже можно понять, они не продавцы, они сельхозпроизводители, их предназначение – работа на земле... С возникновением всех этих вопросов в начале 2014 года большая площадь в комплексе освободилась. Нужно было срочно принимать меры. 

Оказалось, что в то время и покупатели были не особо заинтересованы ехать к нам. Казанцы тогда видели в нас загадочную огромную торговую площадку с плохой доступностью общественного транспорта, да и рекламы было недостаточно в силу отсутствия финансовых средств. Первые месяцы динамика посещаемости была хорошей, под конец 2013 года она резко стала снижаться. Именно это подтолкнуло нас к более активной работе, поиску новых решений, переосмыслению существующих реалий. Проходили неоднократные встречи с исполкомом Казани по вопросу изменения действующих городских маршрутов и прохождению автобусов через Агропарк, в результате три маршрута было сосредоточено на нас. В последующем, несмотря на финансовые затруднения, мы приобрели и запустили большой бесплатный фирменный автобус, который курсировал от станции метро «Проспект Победы» целых 1,5 года. И со СМИ договаривались о рекламных мероприятиях, проводили маркетинговые акции, ввели развлекательные элементы в комплексе. Шла активная работа по адаптации идеологии, изменению принципов работы с сельхозпроизводителями. 

 

Мы пошли по пути расширения ассортимента, уменьшения доли посредников и привлечения местных сельхозпроизводителей. Для них в комплексе созданы все необходимые условия: складские зоны, зона переработки, производственные площади, торговый зал, кафе, гостиница, конференц-залы. Все это время помогали на этапе вхождения в Агропарк, в прошлом году разработали специальную маркетинговую политику, в результате которой мы предоставляем местному сельхозпроизводителю каникулы по оплате за аренду либо скидку в размере 50 процентов на три месяца. Сначала, чтобы заполнить площадку, особо в арендаторах не разбирались, дорога в парк была открыта всем, если продукция проходила ветеринарный контроль. А потом стали замечать, что слишком много перекупщиков, которые продавали продукцию местных крупных агрофирм со значительной надбавкой. Мы пригласили торговать производителей напрямую, так в комплексе появилось «Просто молоко», «Зеленодольский молочный комбинат», «Лаишевская птицефабрика», «Пестречинка», «Майский». Все они продают свою продукцию по отпускным, более низким ценам. Со временем на многие услуги в комплексе появились листы ожидания, а мы стали более качественно подходить к выбору арендаторов. Для местных сельхозпроизводителей, не имеющих возможности торговать постоянно, стали резервировать однодневные места. Стали более тесно развивать контакты с фермерским сословием, выезжать в районы, чтобы глубже понять их ожидания от совместной работы. Расширили спектр услуг, искали интересных резидентов, чья бы продукция выгодно отличала Агропарк. Так на площадке появились изысканная рыба, мясные деликатесы, необыкновенно вкусная кондитерка и многое другое. К настоящему моменту у нас 25 тыс. наименований продукции. 

На протяжении этого времени часть арендаторов приходила и уходила, потому что у них было свое видение того, как надо торговать в Агропарке, но очень часто это видение было достаточно устаревшим. Некоторые хотели «химичить» в ущерб покупателю, заходили, чтобы продать некондиционный товар, но поняли, что не выйдет – контроль качества всегда был всеобъемлющий. Они недопонимали, что их успех на площадке, в том числе и материальный, зависит в первую очередь от популярности у покупателя. Сегодня каждому новому арендатору объясняем, что не принимаем мы допотопные методы торговли: либо торгуй цивилизованно, либо нам с тобой не по пути! Но, слава Богу, мудрых резидентов, которые слышат нас, практикуют современные методы торговли и смотрят с нами в одном направлении, – значительное большинство. 

Сегодня заполняемость парка достигает 95 процентов, только в торговых залах работают 267 резидентов, занято 360 мест. И здесь опять ориентируемся на местного производителя в первую очередь. Содействие им - основная наша миссия, именно им в помощь строился Агропарк! При вхождении к нам обязательно задаем арендатору вопросы: «С чем вы к нам идете? По каким ценам? Что сможете альтернативного предложить покупателю?». 

 

С покупателями ситуация тоже изменилась к лучшему, посещаемость на данном этапе достигает 330 тыс. человек в месяц. Сейчас понимаем, что для того, чтобы покупатель голосовал за нас рублем, необходимо и с арендатором работать в вопросах ценообразования на его продукцию, мотивировать его на акции и скидки, и за качеством следить жестко и бескомпромиссно, и ассортимент предлагать более широкий, чем выращивается в РТ. 

Но это если говорить о торговле, а есть еще и производства, где мы предоставляем сельхозпроизводителю площадку для его собственного дела, обеспечиваем необходимой инфраструктурой, технически подготавливаем почву для работы. Там все шло по пути поступательного заполнения, арендаторы практически не менялись, семь из восьми модулей активно функционируют. Там работают крупные резиденты. Например, «Агрофирма Заинск-Закамье» – переработка мяса и птицы, ФХ «Рамаевское» – переработка утки и производство мясных полуфабрикатов, ООО «Лифт технологии» – производство пшеничных роллов, ООО «Добропек» – пекарня, ООО «СитиФуд 16» – производство сэндвичей, ООО «АртВикоХлеб» – выпуск кондитерских изделий. Длительный срок их сотрудничества с Агропарком говорит о том, что им здесь комфортно. 

За время работы, понял, что очень важно слышать покупателя и арендатора, важно понимать их сердцем. Только тогда мы сможем соответствовать ожиданиям казанцев и сельхозпроизводителей. 

Как вам удается лавировать между интересами арендаторов и покупателей? 

О.В.:
 Грань очень тонкая, всегда присутствует конфликт интересов. В идеале нам нужно слышать и тех, и других. Вот простой пример – ценообразование. Одна сторона искренне желает продать дороже, другая сторона – купить качественный продукт и как можно дешевле. Диктовать стоимость товара мы не можем. Но каждый день работаем в направлении снижения цен различными механизмами, разъясняя арендатору необходимость привлечения покупателя, проведения различных промоакций. Сегодня с этим проще, есть Совет арендаторов, где мы стараемся донести до них нашу точку зрения, они до нас свою, приходим к консенсусу. Для меня здесь принцип один – мы должны предложить жителю Казани продукт, который выгодно бы отличался по цене, качеству, ассортименту, да даже по своей оболочке и доброжелательности продавца – это сервис, сейчас, в условиях рыночной конкуренции, без него никуда. Только тогда нас будут выбирать и приезжать за покупками из других районов. Все дает положительный результат только при совокупном желании всех улучшить работу Агропарка: арендатора – снижением цены и увеличением ассортимента, ветлаборатории – жестким контролем качества продукции, нас как управляющей компании – созданием условий для местного сельхозпроизводителя и покупателя! 

 

Агропромышленный парк «Казань» сегодня – это комплекс, который путем борьбы за свою идеологию и концепцию смог выстоять и доказать, что готов поддержать местного сельхозпроизводителя, готов совершенствоваться и меняться, развивать новые направления, способен получить прибыль от своей деятельности и искать компромиссы, чтобы интересы всех были учтены. Правильность пути доказана временем и прогрессивными результатами. Сегодня в Агропарк верят и ему доверяют. 


От редакции. 
В период подготовки материала генеральному директору ОАО «Агропромышленный парк «Казань» О.Г.Власову Указом Президента РТ Р.Н.Минниханова присвоено почетное звание «Заслуженный экономист РТ». Поздравляем и желаем дальнейших успехов в работе!  

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2