news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Китай профинансирует строительство ВСМ Москва – Казань без госгарантий от России – СМИ

Согласно концессионному соглашению, бюджет в любом случае обязан возместить разницу между фактическим доходом от магистрали и плановым уровнем.

(Казань, 25 мая, «Татар-информ»). Китай согласился предоставить кредит на 400 млрд. рублей на проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань без госгарантий от РФ, пишет «Коммерсантъ».

Как стало известно изданию, российская и китайская стороны договорились, что РФ не будет предоставлять суверенные гарантии по кредиту на 400 млрд. рублей на строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Кредит, по существующим договоренностям, выдаст China Development Bank: это намерение в начале мая было закреплено в протоколе заседания шестой рабочей группы по ВСМ в Пекине. Сейчас готовятся документы к межправительственному соглашению, которые, по данным источников «Ъ», надеются подписать в рамках визита Президента России Владимира Путина в Пекин в июне.

Как сообщил источник, знакомый с ситуацией, Китай запрашивал госгарантии на всю сумму кредита, но Министерство финансов РФ отклонило просьбу, что поддержали Министерство транспорта и Министерстве экономического развития. В Минфине и Минтрансе отказались от комментариев, в Минэкономразвития же подтвердили, что «с китайской стороной достигнуты договоренности, что РФ гарантии не предоставляет». В ОАО РЖД подтверждают, что «гарантии возвратности и доходности предоставленного китайцами финансирования будут обеспечены в соответствии с концессионным законодательством РФ и без суверенных гарантий РФ».

Как рассказывают два собеседника «Ъ», легкость, с которой китайская сторона пошла на уступки по гарантиям, объясняется тем, что они присутствуют в самой концессионной конструкции. В финансовой модели ВСМ предусмотрена минимальная гарантированная доходность концессионера – возмещение разницы между планом и фактическим доходом от ВСМ. Предельная дельта параметров на срок эксплуатации – свыше 600 млрд. рублей. Если пассажиропоток будет сильно ниже от планового (от 10 млн. человек в год), Китаю компенсируют возврат долга и обеспечат требуемую доходность.

Как пояснил изданию старший юрист практики ГЧП и инфраструктуры Herbert Smith Freehills Роман Чураков, китайцы просили гарантии не столько по гособязательствам по концессии, сколько для обеспечения обязательств российского акционера СПК по корпоративным и иным документам. Он отметил, что российская сторона «выдвигает в целом верный тезис»: в основном судебная практика признает договорные обязательства публичного образования (РФ, региона, муниципалитета) вне зависимости от наличия бюджетных ассигнований. Иными словами, договорное обязательство РФ можно привести в исполнение в суде, обратив взыскание на любые статьи бюджета, добавил юрист. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2