news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

ЗИННУРОВ: «Для меня допинг – это кольнул в мышцу, и она выросла без усилий»

 ИА «Татар-информ» продолжает цикл передач в рамках проекта «Честный разговор». На этот раз на вопросы генерального директора информагентства Леонида Толчинского ответил вице-президент Федерации водного поло Татарстана, наставник молодежной команды «Синтез-Академия», заслуженный мастер спорта России и призер Олимпийских игр, экс-ватерполист Ирек Зиннуров. В ходе беседы Зиннуров рассказал об участии в праймериз, выразил свое отношение к допингу и предложил способы отвлечения молодежи от компьютеров. 

Вы участвуете в праймериз от «Единой России». Но в обществе бытует странная позиция - чего это спортсмены и артисты идут в политику? Когда бизнесмен идет в политику, это никого не смущает. Почему вы считаете интересным, важным и необходимым для себя двинуться в большую политику? 

 

И.З.:
 Хочется сделать что-то полезное для молодежи. На своем спортивном уровне в этом направлении у меня уже что-то получилось сделать. Вообще спорт - это яркое отражение нашей действительности. Если у нас в экономике происходят какие-то спады, на спорте это сразу отражается. В Татарстане, Казани у нас получилось сделать хороший спортивный коллектив, команду, которая добилась конкретных результатов. И мне хотелось бы на политическом уровне сделать то же самое. Привнести что-то из спорта в политику. 

Если вам удастся стать депутатом, какое законодательное решение вы хотите предложить? 

И.З.: 
По поводу льготного налогообложения для социально ориентированного бизнеса. Здесь тоже как в спорте – мы должны взрастать своих воспитанников, чтобы они играли в наших командах и приносили результат. Но нужно вкладывать в них деньги. Так и в молодежной политике, учебе – нужно вкладываться. Мне бы хотелось, чтобы бизнес, государство и личность шли в одной связке. Получится хорошая команда. Этим я и хочу заняться. 

 

Когда пошло особое внимание на здоровый образ жизни, общество приняло эту идею с восторгом. Народ просто фанател, особенно по некоторым видам спорта, а сейчас пошел некий спад… 

И.З.: 
Просто для любого результата нужно время. В 2007 году мы стали заниматься школой «Синтеза». И только в прошлом году она стала одной из лучших в стране. Для этого потребовался долгий период. Так же и в жизни, бизнесе – чтобы вырастить своих воспитанников, нужны годы. 

Может быть, мы сейчас больше вложим, больше потеряем, но пройдет лет 10, может и меньше, когда мы получим дивиденды. 

В нынешней ситуации просто невозможно пройти мимо темы допинга. Не считаете ли вы, что ориентация на спорт высоких достижений неминуемо ведет к допингу? 

И.З.: 
Сейчас в этой сфере много скандалов, тем более связанных с мельдонием. Моя спортивная карьера продолжалась довольно долго, я ушел из спорта, когда мне было уже под 40. И все это время меня проверяли на допинг. Но никогда у меня ничего не было. 

 

При этом у любого организма есть предел, ему необходимо помогать. Есть определенные добавки, витамины. Сердцу надо помогать. Мельдоний как раз и помогал сердцу. На мой взгляд, допинг стал смешиваться с политикой в какой-то момент. И почему-то все на нас начали наезжать по полной программе. Нужно определиться, что является допингом, а что нет. Для меня допинг это то, что ты кольнул, и мышцы выросли без твоих усилий. А лекарства, которые помогают преодолеть тебе бешеные нагрузки, для меня не допинг. 

Как при высоких нагрузках не отправить человека на смерть? Изобретатель того же мельдония говорил, что человек, выбирающий профессиональный спорт, выбирает раннюю смерть. И в вашем виде спорта была трагедия с Тимаковым… 

И.З.: 
Еще раз повторюсь - надо определиться, что называть допингом. И можно ли употреблять препараты, которые на самом деле просто помогают сердцу вынести такие тяжелые нагрузки. Да, спортсмены, выбирающие профессиональную спортивную карьеру, в какой-то момент задумываются о том, что тяжело будет, будут и травмы. Но по себе могу сказать, прожив в спорте до 40 лет, я не думаю, что сократил свою жизнь. 

 

Карьеру вы завершили лет 7 назад. Чем занимались этот период? 

И.З.: 
Я опять же занимался своим любимым делом – спортом. Спасибо всем нашим руководителям, которые дали мне возможность дальше работать. Я пришел к Леониду Алехину, тогда еще гендиректору «Оргсинтеза», предложил мне стать директором бассейна «Оргсинтез». Зарплата была раз в 10 меньше, чем в «Синтезе», но я согласился. Это был тяжелый, кризисный год. Я проработал очень хорошо полгода директором бассейна. И даже в кризисный период прибыль у бассейна была больше, чем в обычные годы. Естественно, меня тянуло к водному поло. И когда мне предложили, я стал вице-президентом клуба, потом главным тренером «Синтеза». Но меня тянуло все время к молодежи. Я понимал, надо, чтобы молодежь работала. Если мы будем сидеть на игле иностранных игроков, то далеко не уедем. И сейчас эти плоды мы пожинаем. Я сам попросился у руководства клуба, чтобы меня перевели в молодежную команду – «Синтез-Академия». 

Насколько сейчас «Синтез-Академия» успешна во взращивании кадров для основной команды? 

И.З.: 
Сейчас порядка 60-70 процентов игроков основной команды «Синтеза» – воспитанники нашей школы. Это показывает результат той работы, которую провели детская спортивная школа и молодежная команда. Наша детская школа в прошлом году выиграла все соревнования в России, которые были проведены. 

 

Как оцениваете шансы «Синтеза» в финале Еврокубка? 

И.З.: 
Уже хорошо, что мы в финале. «Синтезу» будет противостоять очень сильный соперник – итальянская «Брешия». Но попадание в финал - это уже результат. Я думаю, что шансы на победу в финальной серии - 50 на 50. 

А в чемпионате России в финальную часть «Синтез» давно попал. Надеюсь, мы достойно выступим и покажем результат. 

Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани прошел блестяще. Но возникли вопросы к качеству подготовки отечественной команды. Почему оргвыводов не последовало? Что надо извлечь из результатов водного мундиаля? 

 

И.З.: 
Выводы надо было давно извлечь. Наверное, нужно было поменять все наши методики. Мы и в плавании, и в водном поло, работаем по методикам 80-х годов. Конечно, у нас были отличные результаты в то время – «золото» Олимпиады в Москве. Но сейчас мы живем, будто в прошлом веке. А все движется вперед. Нельзя закрываться. Нужно смотреть, наблюдать, менять. Необходимо было и в плавании, и в водном поло сделать изменения. Мы не извлекли никаких уроков. 

Виноваты конкретные персоналии или общее недопонимание? 

И.З.: 
Препятствием является то, что некоторые персоналии считают, что все делают правильно. Но нельзя стоять на месте. Ты или идешь вверх, или если стоишь на месте - опускаешься вниз. А мы все только опускаемся вниз. В плавании все то же самое. Мне даже тяжело думать, что нас ожидает на Олимпиаде в Рио. 

 

Нет ли опасности, что детишек, которых сейчас взращивают, передавая в руки более старших товарищей, мы просто погубим? 

И.З.: 
Сейчас тренерский состав в клубах даже боится отправлять своих игроков в сборную. Потом они начинают играть еще хуже. Так что такая проблема существует. 

Надо делать ставку на молодежь. Лет 5 назад мы играли в Испании. За нас пришли болеть татары из Уфы. И говорят – когда же, наконец, мы вылезем из этого болота. А с ними были дети 96-97 годов рождения. И как раз сборная этого возраста взяла бронзовую медаль. Если идти так возраст за возрастом, обязательно будет результат. 

Спортсмены сейчас все заложники сложившейся ситуации. Их права не защищены. Но я б их в ангелочков тоже не превращал. Мне не понравилась позиция молодежи, что им надо дать, а потом они покажут. Когда я уже заканчивал играть в «Синтезе», мне было уже далеко за 35, и я играл с теми, кто мне в сыновья годился. Но я не видел их инициативы, чтобы меня локоточками подвигали. Когда я обратился с соответствующим вопросом, мне ответили: «А зачем? Через годик-два вы закончите играть, и мы встанем на ваше место». 

Не думаете ли вы, что на законодательном уровне необходимо рекомендовать ограничение по срокам пребывания на различных постах, в частности, в спортивных федерациях? 

И.З.: 
Наверное, это необходимо делать. Чтобы ротация происходила. Если выборы прошли, и ты не смог их выиграть, надо уступать дорогу молодым. 

Какие угрозы опасности на ваш взгляд подстерегают молодых людей в плане становления как личности, социально активного человека? И что с ними можно сделать? 

И.З.: 
Кругом одни компьютеры, смартфоны. Во всех школах остались заместители по воспитательной работе. Надо им давать более четкие указания – больше заниматься патриотизмом, этикой. Понятно, что у учителей и так непомерная нагрузка. Нужно что-то создать, чтобы у них было больше времени заниматься непосредственно воспитанием детей. 

 

Компьютер – такая суперальтернатива спорту… 

И.З.: 
Некоторые тренеры, особенно на молодежном уровне, изымают все эти вещи у спортсменов на некоторые время, чтобы они могли нормально подготовиться к играм. 

Сейчас в этом направлении многое делается. В школах введен дополнительный урок физкультуры. Развивается ГТО. Я, кстати посол ГТО. Если ты сдал ГТО на золотой знак, тогда сможешь получить до 10 дополнительных баллов при поступлении в вуз – думаю, это хороший стимул. Надо создавать подобные механизмы. Заинтересовать молодежь, что им нужно заниматься спортом. Раньше была проблема, чтобы с улицы народ домой загнать, а теперь наоборот – от компьютеров не оторвешь. 

Какими вы видами спорта вы сами интересуетесь и следите? 

И.З.:
 В первую очередь водными. Мне интересны и некоторые игровые виды спорта. Но у ватерполистов голеностоп слабый, нам тяжело бегать. Ноги заплетаются, в футбол вообще не можем играть. 

Следил и за игрой волейбольного «Зенита». Рад, что «Зенит» в очередной раз стал чемпионом. Алекно (Владимир Алекно – наставник команды – прим.Т-И) – молодец, супер. 

Какие эмоции вызывает у вас игра «Ак Барса», «Рубина», следите ли за ними? 

И.З.: 
За «Ак Барсом» в последнее время довольно мало слежу. Очень плотно следил за игрой нашего хоккейного клуба, когда за него играли Морозов, Зарипов, Сашка Степанов. Поколение сменилось, и я не всегда успеваю следить. Может, потому что таких тесных знакомств с хоккеистами уже нет. Радует, что в этих клубах появляются собственные воспитанники. Когда «Рубин» будет состоять из своих воспитанников, убежден, что еще больше болельщиков будет приходить на трибуны. 

Вы родились в Якутске. Однако пришли в водные виды спорта… 

И.З.: 
В детстве я много болел простудными заболеваниями. Мама выбрала для меня плавание, чтобы закалить организм. По большому счету это меня и закалило.

 

Автор:  Кристина ИВАНОВА

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2