news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Энгель ФАТТАХОВ: «Тестирование учителей планируем проводить системно»

 Гостем очередной программы «Тема дня» с Леонидом Толчинским стал заместитель Премьер-министра РТ – министр образования и науки Энгель Фаттахов. Он ответил на вопросы о «ЕГЭ» для учителей, о качественном преподавании татарского языка, школьных автобусах и рассказал, в чем основная задача системы образования. 

Энгель Навапович, в чем вы видите главную задачу системы образования и как оцениваете сегодняшнюю ситуацию здесь? 

Э.Ф.: 
Принята стратегия развития республики до 2030 года и большое внимание в документе уделяется развитию человеческого потенциала. Действительно, мы можем покупать оборудование, сырье, осваивать технологии, но первостепенной задачей остается повышение качества образования по всей республике. 

В феврале прошлого года состоялось заседание Совета безопасности РТ, где обсуждался вопрос повышения качества образования в республике. Ставится следующая задача: каждый ребенок в Татарстане, где бы он ни обучался, должен получать качественное образование. Для этого должна быть структура управления системой образования. Решением Совета безопасности РТ нам переданы некоторые полномочия. До этого, хотя министерство и отвечало за качество образования, фактически у нас не было каких-то рычагов для управления этим процессом, потому что школы муниципальные. И кадровые вопросы решались на уровне муниципального района. 

 

Каково наше видение? Должны быть школы, которые будут гарантировать качество образования, и мы создаем базовые школы. До этого в республике было 1900 школ, нашим приказом мы создали 550 базовых школ по всей республике. Базовые школы – центры, где сосредоточена самая хорошая материально-техническая база, оборудование, классы. И самое главное – там должны быть самые хорошие учителя и продвинутые директора. В базовых школах должно обучаться не меньше 80-100 детей, должны быть параллельные классы, профильное обучение, соответствующая нагрузка для всех учителей. 

Кроме того, на базе учреждений среднего профессионального образования совместно с работодателями создаем ресурсные центры. 

На уровне 8-9 классов ученики вместе с родителями и классным руководителем должны определиться: продолжат ли они учиться в 10 классе и в дальнейшем поступят в вуз или после 9 класса пойдут в ресурсные центры, где они будут получать профессию, гарантированное рабочее место и гарантированную зарплату. Ресурсные центры создаются совместно с работодателями, которые дают свои рекомендации по образовательным программам, помогают создать хорошую материально-техническую базу. Причем после этого также можно получить высшее образование. 

Совместно с муниципальными районами разработана дорожная карта, по каждому району есть программа развития системы образования до 2020 года. В программе обозначено, сколько будет базовых школ, сколько автобусов потребуется для обслуживания школьных маршрутов и другие вопросы. 

Наша основная работа на этом этапе – с учительским и директорским корпусом, методической службой. 

Сколько, на ваш взгляд, не хватает школ в республике? 

Э.Ф.: 
У нас была 3-летняя программа по созданию мест в дошкольных образовательных организациях, за три года было создано более 30 тыс. новых дошкольных мест, было построено 156 детских садов. На уровне дошкольного образования мы должны подготовить детей к общему начальному образованию. 

 

Дети, которые сейчас обучаются в дошкольных образовательных учреждениях, вскоре придут в общеобразовательные школы. На уровне федерации была принята программа строительства новых школ до 2025 года. Каждый регион принял свою программу создания новых мест в общеобразовательных организациях. В этом году из федерального бюджета будет выделено 50 млрд. рублей регионам России для строительства школ. Пока конкретных цифр нет, сколько получит Татарстан. 

На сегодня около 9 процентов школьников Татарстана обучаются во вторую смену. Ситуация в районах разная: самый большой процент обучающихся во вторую смены в Чистопольском районе, в Авиастроительном районе Казани (там около 20 процентов, хотя в целом по городу – 13-14 процентов), Арском и Елабужском районах. Ставится задача до 2020 года ликвидировать двухсменное обучение в начальной и старшей школе, после 2020 года – в основной школе и ликвидация ветхих школ. Планируется создание около 25 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях. 

    

Вы отметили, что удалось вернуть на республиканский уровень часть полномочий в части управления системой образования. Может быть, стоило пойти по пути Минздрава, когда все полномочия были подняты на уровень республики… 

Э.Ф.: 
Управлять всем из Казани невозможно, к тому же глава района лучше знает, в каком состоянии находится школа. Жилищно-коммунальная часть, содержание школ – все эти вопросы должны быть за муниципалитетами, а вот содержательная часть, качество образования, методика, подготовка кадров, аттестация, система оценки качества образования – это вопросы, которые министерство решает совместно с институтами развития образования и методическими службами. 

Несколько слов о кадрах. В прошлом году мы провели аудит около 600 директоров, всех начальников отделов образования. Сейчас директора размещены в красной, желтой или зеленой зоне. В этом году проводим обучение по отдельным программам. Продолжаем работу с заместителями начальников отделов образования, завучами. Кроме того, мы создаем резерв кадров, банк данных на директоров школ, начальников отделов образования и их заместителей. 

Не получится так же, как с главврачами, когда главврача из одной ЦРБ переводят в другую, из Казани – в район и т.д.? 

Э.Ф.: 
Я поставил перед начальниками отделов образования следующую задачу: если в течение 5 лет у конкретной школы нет динамики и результатов, делайте ротацию. 

Республика была новатором в таком деле, как «ЕГЭ» для учителей, эту практику подхватили и федеральные коллеги. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? 

Э.Ф.: 
У нас в системе общего образования работает 36 тыс. учителей, в системе дошкольного образования – около 19 тыс. воспитателей. Это большая армия, и от их работы зависит очень многое. 

Мы впервые провели ЕГЭ для учителей-предметников базовых школ, хотя эта практика применялась в отдельных районах республики, в частности, в Сабинском. Результаты тестирования были направлены начальникам отделов образования муниципальных районов и директорам школ. Они должны знать, каков уровень знаний их учителей по своему предмету, чтобы планировать дальнейшую работу. Такое тестирование будет проводиться системно. Мы должны стимулировать работу учителей. 

 

Это не добавляет нервозности учителям, которые и так загружены уроками, постоянно меняются правила, да и дети непростые?.. 

Э.Ф.: 
Может быть. Но без этого нельзя, потому что от учителей многое зависит, они должны работать над собой. Думаю, со временем это станет обычной практикой. Если учитель сильный и знает свой предмет, для него такое тестирование не составляет труда. 

Кадровый голод в системе образования существует. Каким вы видите решение этого вопроса? Если говорить о целевом наборе студентов, как будут отбирать целевиков, готовить? И какая работа проводится с учителями? 

Э.Ф.: 
Наши учителя один раз в пять лет проходят аттестацию. Есть районы, где учителя первой и высшей категории составляют около 80 процентов, но по качеству образования район находится в хвосте рейтинга. Мы считаем, что это неправильно, поэтому было решено провести «инвентаризацию». Если три года назад учителя первой и высшей категории составляли почти 80 процентов, то сегодня их около 68 процентов. Мы изменили подходы к аттестации, учителей высшей категории пропускаем через республиканскую комиссию, а учителей первой категории – через кустовые комиссии. В этом году учителя подготовились лучше. Все результаты аттестации направляем в методические службы районов, исходя из этого принимается программа повышения квалификации учителей. 

 

В этом году мы планируем впервые проводить сертификацию выпускников педагогических вузов. Она будет добровольной. Но мы хотим, чтобы в базовые школы выпускники пришли с сертификатами. В этом случае им также в первостепенном порядке будет предложен грант для молодых учителей. 

Кроме того, принята программа по целевой подготовке педагогических кадров. На уровне муниципальных районов начальники отделов образования вместе с директорами школ должны отобрать тех, кто хочет стать педагогом. Они предлагают свои кандидатуры, и из около 600 человек будет отобрано 200 выпускников. Окончательно будем смотреть по результатам ЕГЭ. 

Какова готовность к ЕГЭ? Что изменится в этом году? 

Э.Ф.: 
Нам нужно уйти от ажиотажа вокруг ЕГЭ, он должен быть обычным явлением и для выпускников, и для родителей, и для учителей. Поэтому нами создана республиканская система оценки качества образования, начиная с начальной школы. У каждого школьника должно быть портфолио, чтобы понимать, какие у него знания на уровне начальной и основной школы. ЕГЭ подтверждает эти знания, это портфолио школьника. 

 

Мы проводим на уровне 9 классов ОГЭ. Такие же подходы в этом учебном году будут по ОГЭ. Мы хотим проводить этот экзамен объективно, для этого создаем дополнительно 133 пункта проведения экзамена, которые будут оборудованы соответствующим образом. 

Изменения в ЕГЭ небольшие: у некоторых экзаменов не будет тестовой части. Все выпускники должны сдавать экзамен объективно. 

Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы правильно, качественно и эффективно преподавать в школах татарский язык? На что бы вы рекомендовали сделать упор педагогам, чтобы был интерес к языку? 

Э.Ф.: 
Изучение языков нужно начинать со ступени дошкольного образования. Во все дошкольные образовательные организации разосланы новые учебно-методические комплекты по изучению двух государственных языков: русского и татарского. Третий год в Татарстане проводится конкурс «Лучший билингвальный детский сад». 50 победителям выделяется по 1 млн. рублей. 

Все дошкольные образовательные организации обеспечены мультимедийным оборудованием, то есть вся материально-техническая база для изучения языков имеется. 

Остается вопрос с воспитателями. На эти цели также предусмотрены средства, не везде положительно и качественно решается этот вопрос. Мы убеждены, что должны контролировать этот вопрос на уровне дошкольного образования. И должен быть плавный переход на уровень общего образования. 

Там, надо признать, действительно есть проблемы. Нами разработана концепция развития национального образования. Мы должны больше внимания уделять разговорной речи. Но наши нынешние методические разработки и учебники не совсем соответствуют требованиям. Исходя из этого нами разрабатываются новые учебники и методики. Опять-таки самое главное – учителя, которые преподают татарский язык и татарскую литературу. С ними мы отдельно будем вести работу по подготовке и переподготовке и изучению новых методик. 

Как сейчас в школах обстоит ситуация с поборами? 

Э.Ф.: 
Это наша принципиальная позиция – мы и дальше будем системно вести работу в этом направлении. Есть определенные результаты. Были подготовлены все соответствующие документы, которые разосланы начальникам отделов образования, директорам школ и заведующим детскими садами. Считаю, что эту болезнь мы до конца еще не искоренили. Работа ведется точечно, вместе с антикоррупционным комитетом, прокуратурой. Мы хотим больше внимания уделить родительским комитетам. 

 

Мы проводили анализ по 2015 году. Если смотреть обращения граждан по антикоррупционной направленности, поток писем уменьшился по сравнению с 2013-2014 годами. Но обращения все еще есть. 

Остаются вопросы в дошкольных образовательных организациях. 

Как обстоят дела с организацией и обеспечением контроля за передвижением школьных автобусов? 

Э.Ф.: 
Директора школ должны заниматься повышением качества образования, учебным и воспитательным процессом, хотя с них не снимаются хозяйственные вопросы. Каждый должен делать свое дело, поэтому было решено отдать на аутсорсинг обслуживание школьных автобусов, наше предложение было поддержано руководством республики. А то некоторые директора занимались текущим ремонтом школьных автобусов, их предрейсовым обслуживанием, это неправильно. В настоящее время весь автобусный парк передан специализированному автотранспортному предприятию. 

Кроме того, решен вопрос по трекерам, которые будут контролировать движение автобусов. В системе работает 697 школьных автобусов, они все доступны в системе ГЛОНАСС 112. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2