news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Татарстанские фермеры делают ставку на биопродукты

 Ассоциацией фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана год назад был создан сельскохозяйственный потребительский кооператив второго уровня «Эко-Фермер», председателем правления которого была назначена Нуржиган Хайрутдинова. Цель предприятия - выпуск экологически чистой фермерской продукции. 

Нуржиган Агзамутдиновна, с какой целью был создан «Эко-Фермер», какие планы удалось реализовать за первый год его существования? 

Н.Х.: 
Цель создания кооператива заложена в его названии – «Эко-Фермер». Все, что связано с экологией, натуральными продуктами, в том числе, и фермерскими товарами, - все это имеет отношение к нашей организации. 

 

Наш кооператив был создан для того, чтобы продвигать качественную фермерскую продукцию, по которой соскучился потребитель, помочь фермерам реализовывать эту продукцию в различных сетях, на торговых ярмарках. Кроме того, мы решили предоставлять фермерам информацию по сертификации и продвижению товаров, то есть действовать в том направлении, чему фермер еще не научен и не умеет делать. 

В течение года нами была отработана система участия фермеров в городских сельхозярмарках. Мы научили фермеров, как правильно выкладывать на прилавке свою продукцию, чтобы ею сразу заинтересовался покупатель. Товаропроизводители также научились находить контакт с покупателем, а также презентовать себя. 

Необходимо не только производить, но и предлагать покупателю качественную продукцию - у каждого фермера должна была своя клиентская база. Ярмарки показали, что те товаропроизводители, которые прислушивались к нашим рекомендациям, дополнительно изучали систему торговли, были успешны в области продаж. 

 

В качестве примера хочу привести фермера из Верхнеуслонского района Мурата Сиразина, который очень щепетильно относится к качеству своей продукции из козьего молока – в Татарстане она пользуется большим спросом. 

Кроме того, в течение года была отработана торговая точка в одном из ведущих гипермаркетов, где мы также наработали свою клиентскую базу. Покупатели, когда сюда приходят, целенаправленно интересуются продукцией М.Сиразина, сырами фермера А.Нигматзянова, сливочным маслом С.Шашировой, мясом индейки и колбасными изделиями И.Мадьярова. 

Небольшая проблема возникла с тем, что качественной фермерской продукции выпускается слишком много. Поэтому сейчас я веду переговоры с ведущими торговыми сетями. 

В течение года мы тесно контактировали с Общественным советом по органическому земледелию, который был создан при Минсельхозпроде РТ. Участвовали во многих конференциях, которые этот Совет проводил, высказывали свои мнения относительно того, как органическое земледелие должно получить развитие в хозяйствах фермеров. 

У нас есть интересные наработки с центром Биоинжиниринга, который предлагает особый путь развития органического земледелия и реализации данной продукции. Органическая продукция – это пик экологической чистоты в АПК. 

Это когда вместо минеральных удобрений применяют безвредную «органику»?


Н.Х.: 
Не только органические удобрения. Существует целая система по выращиванию продукции земледелия и животноводства. У нас на сегодняшний день накопилось много не только идей, но и наработок. Допустим, в прошлом году Общественным советом были изучены порядка 45 фермерских хозяйств на предмет экологической чистоты той территории, на которой они работают. Были исследованы эти хозяйства. Их руководителям были выданы сертификаты, в которых указано все: от состава воды – до почвы. 

 

Из этих 45 фермерских хозяйств только треть подходит для осуществления органического земледелия, потому что все остальные территории либо находятся на границе между допустимыми требованиями, либо вообще выпадают из сферы органического земледелия. Чаще всего сказываются неблагоприятные факторы – близость перерабатывающих предприятий, нахождение хозяйств вблизи скотомогильников, баз по хранению минеральных удобрений, оживленных автотрасс и др. 

На сегодняшний день договоренность с какими-то фермерами уже достигнута? 

Н.Х.: 
Примеров много. Так, Габдельрауф Хакимов из Рыбно-Слободского района выращивает птицеводческую продукцию. Этот фермер – активный участник практически всех наших выставок и мероприятий. 

Могу также назвать фермерские хозяйства Мурата Сиразина и Валентины Архиреевой, которые находятся в Верхнеуслонском районе. Эти представители малого бизнеса производят качественную продукцию из козьего молока. 

 

У нас есть и семейные фермы, которые находятся на приличном расстоянии от Казани. Это молочный комплекс Альфиры Шакировой, которая содержит около 50 дойных коров. Составлен даже список экологически чистых районов, которые входят в систему органического земледелия. Это Атнинский, Кайбицкий, Рыбно-Слободский, отчасти Лаишевский район, Буинский – в этих районах плодородные земли и благоприятные природные условия. Экологическая обстановка также не внушает опасений. 

Предполагаете ли вы выпуск фермерской экологически чистой продукции с торговой маркой, чтобы покупатели сразу могли видеть, какой товар они приобретают? 

Н.Х.:
 Кооператив «Эко-Фермер» создан в рамках Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Татарстана. Изначально, лет пять назад, был разработан товарный знак «Саулык» (здоровье). Этот знак запатентован и официально закреплен за Ассоциацией фермеров. Но этот знак пока не появился на экологически чистой продукции – хотелось бы выработать единую систему требований. Мы планирует объединить продукты, выпускаемые под определенным брендом. Возможно, мы станем предлагать покупателям экологически чистые товары под брендом нашего кооператива «Эко-Фермер». Для этих целей мы сейчас разрабатываем проекты по созданию площадок по переработке сельхозпродукции и размещению логистического центра для хранения и доставки фермерской продукции в магазины. 

 

Какие вы строите планы на перспективу?
Н.Х.: 
Сейчас мы активнее привлекаем фермеров участвовать со своей продукцией на сельскохозяйственных ярмарках. Исполком Казани нам уже выделил 18 площадок для ежедневной торговли сельхозпродукцией. Есть фермеры, которые заявили, что ежедневно могут поставлять в Казань экологически чистую продукцию – от разливного молока до колбас и сыров. Эта работа начнется буквально с этой недели. 

В наших планах не только создание торговых точек в ведущих торговых сетях, но и открытие сети наших магазинов. Это очень важно. Переработка сельхозпродукции в Татарстане уже налажена. Сейчас возникла необходимость открытия специализированных магазинов. 

Это необходимо для того, чтобы разграничить реализацию продукции, выпускаемой крупными компаниями АПК, и фермерами. Почему это так важно? На торговых площадках проявляется большой интерес к фермерской продукции. Некоторые покупатели готовы даже переплачивать за качественную сметану и творог. С другой стороны, потребители готовы поддержать фермеров, чтобы они привозили свои качественные товары на дом или в близлежащие магазины. 

Даже торговые сети все чаще делают выбор в пользу качественной продукции татарстанских фермеров - импортной продукцией, видимо, все насытились. 

 
Экологически чистая продукция будет стоить дороже? 

Н.Х.: 
Дороже, потому что фермер выпускает небольшие объемы продукции с высоким качеством. С другой стороны, цена на экологическую продукцию может быть такой же, как и на остальные товары АПК – потому что у нас нет посредников. Замечу, наш кооператив – это коллектив единомышленников, а не коммерческая структура, объединяющий людей по профессиональному признаку. 

Расширится ли в перспективе список хозяйств, выпускающих экологически чистую продукцию? 

Н.Х.: 
Он станет объемнее. В Татарстане много и районов, которые находятся вдалеке от Казани. Почвы там как раз подходят для выращивания экологически чистой продукции. 

Если говорить о перспективах органической продукции, я, думаю, что они большие. К примеру, городские люди через годы все равно возвращаются к земле, потому что это та сфера деятельности, в которой виден результат сразу. Это не виртуальная реальность. 

  

Фермеры тоже, в первую очередь, заботятся о здоровье своей семьи. Они прекрасно понимают, что регулярное применение минеральных удобрений далеко не лучшим образом сказывается на экологической обстановке. К тому же не у всех сельских предпринимателей есть необходимые средства, чтобы в полном объеме приобретать минеральные удобрения. 

Я знаю одно: на сегодняшний день потребителя необходимо информировать, какая продукция в Татарстане производится. У покупателя должен быть выбор. И мы уверены, татарстанский потребитель отдаст предпочтение экологически чистой продукции. 
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2