Генетики впервые смогли превратить стволовые клетки в заготовки сперматозоидов

Их можно напрямую использовать для оплодотворения яйцеклеток.

(Казань, 27 февраля, «Татар-информ»). Китайские генетики впервые смогли превратить стволовые клетки мышей в полноценные заготовки сперматозоидов, которые можно напрямую использовать для оплодотворения яйцеклеток, и использовали их для выращивания нового поколения грызунов, говорится в статье, опубликованной в журнале «Cell Stem Cell», передает РИА «Новости».

«Похоже, что это действительно первый раз, когда кому-то удалось продвинуться от нуля и до живого мышонка, используя технологии выращивания сперматозоидов и оплодотворения яйцеклеток в пробирке. Это крайне восхитительный результат, если все это, конечно, правда», – прокомментировал исследование Нильс Гейсен из университета Хубрехта в Утрехте (Нидерланды), чьи слова приводит журнал «Science».

Цзяхао Ша из Медицинского университета города Нанкин (Китай) и ее коллеги входят в одну из нескольких десятков групп ученых, которые в последние годы работают над созданием технологий, позволяющих превратить эмбриональные или "перепрограммированные" стволовые клетки в полноценные сперматозоиды и яйцеклетки, а также в их "заготовки".

Формирование половых клеток в организме, как показали все эти эксперименты, является крайне сложным и многоступенчатым процессом, воспроизвести который полностью до сих пор не удавалось. За последние годы японские генетики и их коллеги из США и других стран мира создавали различные прототипы будущих половых клеток, у которых был один общий недостаток – они требовали дозревания внутри половых органов самца или самки, что мешает их использованию в репродуктивной медицине.
Ша и ее коллеги смогли пройти дальше, научившись заставлять будущие половые клетки вступать в фазу мейоза – двухэтапное деление не на одну, а на четыре клетки, в ходе которого каждая из четвертинок "материнской" клетки получает не двойной, а одинарный набор хромосом.

Этого ученые смогли добиться неортодоксальным и очень трудоемким образом – они погружали наборы клеток-"заготовок" сперматозоидов в культуры тканей яичек новорожденных мышей, в которых присутствовали и отсутствовали определенные гормоны, и наблюдали за тем, что происходило с ними.

Подобная методика помогла китайским молекулярным биологам подобрать особый гормональный "коктейль", который заставлял заготовки половых клеток делиться посредством мейоза и превращаться в подобие будущих сперматозоидов. Получив некоторое количество таких клеток, ученые ввели их в яйцеклетки мышей и поместили в утробы здоровых самок. К их удивлению, подобная операция завершилась успешно, и мыши дали здоровое и способное к размножению потомство.