news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Boeing над Донбассом был сбит ЗРК «Бук» – Совбез Нидерландов

Другие сценарии катастрофы по итогам анализа исключены на основании имеющихся доказательств, отмечается в представленном докладе.

(Казань, 14 октября, «Татар-информ»). Вчера, 13 октября, Совет безопасности Нидерландов (OVV) представил окончательный доклад об обстоятельствах гибели лайнера Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) в небе над Донбассом 17 июля 2014 года, сообщает РБК.

Пассажирский самолет был уничтожен ракетой, запущенной системой ЗРК «Бук», гласят выводы расследования, представленные руководителем комиссии Тьиббе Яустрой. Другие сценарии катастрофы по итогам анализа были исключены на основании имеющихся доказательств, утверждает комиссия.

При подрыве ракеты моментально погибли три члена экипажа, находившиеся в кабине пилотов, а повреждения, нанесенные взрывом, привели к дезинтеграции самолета в воздухе. Обломки самолета разлетелись на расстояние 50 км между поселком Петропавловка и городом Храброво Донецкой области Украины.

Установление места пуска ракеты, которая привела к крушению Boeing 777, требует дополнительного расследования. Этот вопрос не входит в компетенцию OVV, говорится в отчете.

Комиссия Совбеза Нидерландов, Россия и Украина на основании собственных расчетов определили участки, откуда мог быть произведен запуск ракеты. Результаты расследования в Нидерландах дали участок площадью 320 кв.км. В него полностью укладывается определенный российскими специалистами из концерна ПВО «Алмаз-Антей» на основании предоставленных голландцами данных участок. Он включает протяженную по направлению от Степановки к Снежному вытянутую зону, часть которой контролировали как донбасские повстанцы, так и Вооруженные силы Украины.

Моделирование, произведенное специалистами киевского НИИ судебной экспертизы, дает самый маленький по площади участок, около 4 кв.км, покрывающий только территорию под контролем вооруженных формирований самопровозглашенной Донецкой народной республики в районе Первомайского. Он целиком помещается в район, определенный «Алмаз-Антеем» по голландским данным.

Сам Яустра в разговоре с Volkskrant высказал предположение, что эта зона находилась под контролем «пророссийских повстанцев».

Ранее независимые расследователи Bellingcat, спецслужбы США и Германии возлагали ответственность за пуск ракеты на формирования ДНР: они якобы произвели запуск из района подконтрольного им населенного пункта Снежное (совпадает с украинскими данными).

Однако, основываясь исключительно на данных собственного моделирования, без привлечения данных голландских экспертов, «Алмаз-Антей» утверждает, что ракета, ставшая причиной катастрофы, не могла быть выпущена из подконтрольного ДНР города Снежное. Район пуска российский концерн определяет как расположенный неподалеку от Зарощенского (в 25 км к западу от участка, определенного украинскими специалистами).

Как неоднократно подчеркивал Совбез Нидерландов, в мандат комиссии Яустры не входило установление виновных в катастрофе — этим занимается сводная группа следователей (JIT, Joint Investigation Team), базирующаяся в Нидерландах. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, выступивший после презентации доклада, сказал, что у общественности остался только один вопрос, кто виноват в случившейся трагедии, но ответ на этот вопрос будет получен позже. Прогресс в расследовании по этому поводу есть, но это трудная, долгая и кропотливая работа, заявил он.

JIT в своем пресс-релизе, распространенном вчера, подчеркивает, что криминальное расследование «указывает в том же направлении», что и комиссия Совбеза Нидерландов. «В рамках расследования идентифицированы некоторые фигуранты, представляющие важность для следствия», - говорится в заявлении. JIT уточняет, что ее расследование «во многом зависит от свидетельских показаний», которые должны помочь установить ответственных за катастрофу лиц и наличие у них умысла. «И расследование деятельности преступников, и в окончательном итоге их арест займут много времени», - говорится в сообщении.

В мандат комиссии Яустры входила также формулировка рекомендаций к заинтересованным сторонам по недопущению подобных катастроф. Совбез Нидерландов возложил ответственность на Украину за неполную оценку рисков для гражданской авиации при управлении воздушными движением над воюющим Донбассом. OVV подчеркнул, что безопасность воздушного пространства является прямой обязанностью каждого государства, и Украина могла закрыть свое воздушное пространство (или его часть) или ограничить его использование по соображениям безопасности. Комиссия пришла к выводу, что принятые тогда украинскими властями в отношении воздушного пространства решения были продиктованы, вероятно, военными интересами, и потенциальные риски для гражданской авиации не были изучены в рамках комплексного анализа. 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2