Неспособность переваривать растительную пищу грозит пандам вымиранием – ученые

В отличие от других травоядных животных, панды до сих пор остаются обладателями желудочно-кишечного тракта хищников, заявили китайские ученые.

(Казань, 21 мая, «Татар-информ»). Китайские генетики обнаружили в кишечнике панд микробы, не способные нормально переваривать бамбук и другую растительную пищу, что усиливает опасность вымирания этих удивительных медведей, передает РИА «Новости», ссылаясь на статью, опубликованную в журнале «mBio».

«В отличие от всех других травоядных животных, которые обзавелись в ходе эволюции специализированной системой переваривания волокнистой растительной массы, панды до сих пор остаются обладателями желудочно-кишечного тракта хищников. Кроме того, у панд нет генов, помогающих им переваривать растения самостоятельно, что вкупе с отсутствием правильных бактерий увеличивает риск их вымирания», – заявляет Чжихэ Чжан (Zhihe Zhang) из Исследовательской базы по изучению панд в Чэнду (Китай).

Чжан и его коллеги пришли к подобному выводу в ходе безуспешных попыток приспособить микробов, обитающих в кишечнике панд (Ailuropoda melanoleuca), для производства биотоплива и переработки несъедобных частей растительной биомассы.

Ради этого ученые регулярно совершали прогулки по территории базы на протяжении нескольких сезонов, собирая образцы экскрементов панд и анализируя их содержимое при помощи методик, позволяющих раскрыть видовой состав бактерий в их кишечнике по обрывкам РНК и ДНК.

Подобный мониторинг позволил им сделать несколько странных и даже пугающих открытий. Во-первых, видовой состав микрофлоры гигантских бамбуковых медведей менялся очень сильно с наступлением каждого нового сезона. Кроме того, видовое разнообразие микробов в кишечнике было крайне низким, что говорит о большой уязвимости панд к изменениям в окружающей среде. И наконец, когда ученые попытались найти древоядные бактерии, встречающиеся в желудках травоядных животных, они обнаружили вместо них микробов вроде кишечной палочки и стрептококка, помогающих хищникам переваривать мясо.

Таким образом, способность панд переваривать бамбук стала еще более загадочной, учитывая то, что их кишечник не производит ферменты, способные расщеплять целлюлозу и клетчатку.

Все это ставит панд под еще большую угрозу вымирания, чем считалось ранее – получается, что их существованию угрожает не только деятельность человека, но и их собственная эволюция, заставившая бамбуковых медведей стать вегетарианцами, но пока не давшая им наиболее эффективных механизмов для ведения подобного образа жизни.