Найдены гены, превращающие людей в «сов» или «жаворонков»

Ученые смогли обнаружить эти гены благодаря долгим наблюдениям за популяциями мушек-дрозофил в дикой природе.

(Казань, 16 мая, «Татар-информ»). Британские генетики обнаружили в геноме плодовых мушек около 80 генов, вариации в работе которых определяют то, является ли то или иное насекомое, а возможно, и человек, «жаворонком» или «совой». Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Neurology, пишет РИА «Новости».

«Большая часть этих генов присутствует и в геноме млекопитающих, что делает мушек хорошей стартовой платформой для аналогичных исследований, касающихся человека. К примеру, большая часть из них связана с сигнальной цепочкой MAPK, которая тоже присутствует в нашей ДНК и связана с развитием многих видов рака», — рассказывает Эран Таубер из университета Лейчестера (Великобритания).

Таубер и его коллеги смогли раскрыть генетическую подоплеку «жаворонков» и «сов» благодаря долгим и кропотливым наблюдениям за популяциями мушек-дрозофил, которые живут в дикой природе.

Как объясняют ученые, все лабораторные породы этих насекомых являются своеобразными «жаворонками» — как правило, взрослые особи мушек вылупляются рано утром или днем. Авторы статьи предположили, что в дикой природе могут существовать и дрозофилы-«совы», покидающие куколки вечером или ночью.

Через несколько недель наблюдений биологам удалось найти несколько подобных подвидов дрозофил. Авторы статьи собрали несколько личинок, куколок и взрослых особей этих мушек, проанализировали их ДНК и сравнили активность их генов с тем, как они работают в организме лабораторных «жаворонков».

Как оказалось, тот и другой образ жизни задаются различиями в структуре или в «читаемости» около восьми десятков генов в ДНК мушек. Эти изменения отражались не только на том, как работал сам ген, но и на том, как функционировала клетка. К примеру, переключение одного из генов из «жаворонкового» в «совиный» режим заставляло клетку переходить на использование совершенно иной цепочки гормонов или ферментов, которая решает ту же самую задачу совершенно иным химическим путем.

«Самое интересное в нашем открытии заключается в том, что все эти гены отвечают не за работу биологических «часов», а за функционирование самых разных цепочек сигнальных молекул в наших клетках. Это принципиально меняет наши взгляды на то, чем являются наши биочасы – они не являются самодостаточным секундомером, который дирижирует всем биоритмами, а своеобразной системой сверки времени, которая взаимодействует с окружающей средой», — объясняет Эцио Розато, другой автор статьи.

Ученые надеются, что дальнейшее изучение этих генов поможет нам улучшить наши представления о том, как работают биологические «часы» человека и как их работу можно корректировать при нарушениях режима сна или при переезде в другой часовой пояс.