news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Норвежский центр искусств вернул похищенную нацистами картину Матисса законным владельцам

Хорошо задокументированные факты, свидетельствующие о том, что картина была присвоена нацистами, стали сюрпризом для руководства музея.

(Казань, 21 марта, «Татар-информ»). Жемчужина норвежских картинных собраний, знаменитая работа Анри Матисса «Синее платье на желтом кресле» будет возвращена законным владельцам. Норвежский центр искусств Хени-Унстада признал право потомков французского коллекционера и торговца предметами искусства Поля Розенберга на полотно, стоимость которого оценивается по меньшей мере в 17 млн. долларов.

Картина знаменитого художника и основателя фовизма, написанная им в 1937 году, вместе с 160 другими полотнами была изъята из галереи Розенберга в годы Второй мировой войны согласно приказу Германа Геринга о конфискации имущества у еврейского населения. Сменив нескольких владельцев, картина оказалась в собрании одной из парижских галерей, у которой в 1949 году ее выкупил норвежский судовладелец Нильс Унстад. В 1968 году полотно было передано центру искусств, основанному Унстадом и его супругой – знаменитой фигуристкой и актрисой Соней Хени. Трехкратная олимпийская чемпионка и звезда Голливуда Хени была одной из любимых спортсменок Адольфа Гитлера, а также дружила с верхушкой НСДАП, из-за чего неоднократно подвергалась критике на родине как до, так и после войны.

Наследники Розенберга, к числу которых принадлежит известная телеведущая и бывшая супруга французского политика Доминика Стросс-Кана Анн Синклер, заявили о своих правах на картину в 2012 году. Хорошо задокументированные факты, свидетельствующие о том, что картина в 40-е годы прошлого века была присвоена нацистами, стали сюрпризом для руководства музея, которое почти два года потратило на проведение собственного расследования.

«Мы очень быстро смогли подтвердить факт похищения полотна у семьи Розенберг, однако значительное время потребовалось на то, чтобы хотя бы частично восстановить путь картины до того дня, когда ее приобрел Нильс Унстад», - отметил председатель правления музея Халвур Стенстадвол.

В конце 1990-х годов после затянувшегося более чем на год судебного разбирательства наследники Розенберга добились от музея Сиэтла возвращения другой работы Матисса – «Одалиски», что стало одной из самых громких, но далеко не единственной их победой. По словам адвоката семьи Кристофера Маринелло, потомки Розенберга надеются в ближайшие годы вернуть себе «еще несколько разбросанных по миру сокровищ из собрания своего предка», передает ИТАР-ТАСС.

***К
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2