Ученые разработали новый метод исследования картин Рембрандта

Он позволяет рассмотреть картину в рекордных подробностях и может пригодиться для исследования многих работ художника.

(Казань, 25 января, «Татар-информ»). Ученые разработали метод спектроскопии, благодаря которому можно рассмотреть первоначальные изображения на холстах Рембрандта. Работа опубликована в журнале «Journal of Analytical Atomic Spectrometry» (полученное изображение попало на обложку выпуска), а ее краткое содержание можно прочитать на сайте синхротронного исследовательского центра DESY, передает Lenta.ru.

Первоначальные исследования показали, что под основным изображением на «Портрете пожилого человека в военном костюме» находится другой портрет. Рассмотреть его, используя существующие методы рентгеновской, нейтронной и инфракрасной спектроскопии, до сих пор не удавалось. Трудности, по словам ученых, были связаны с тем, что, работая над новым изображением, Рембрандт (в отличие, например, от Ван Гога) использовал практически те же самые по химическому составу краски.

В новой работе для изучения холста авторы предложили использовать метод рентгеновской флюоресценции MA-XRF. Суть его заключается в том, что под воздействием жесткого излучения некоторые содержащиеся в пигменте атомы поглощают и переизлучают фотоны определенной длины волны. В частности, таким способом можно увидеть распределение на картине ртути, содержащейся в киновари HgS, которую Рембрандт (как показали предварительные исследования) использовал исключительно для тонирования кожи.

Чтобы опробовать метод и не подвергать преждевременному риску оригинал, ученые создали копию работы, точно имитирующую ее химический состав. Затем были получены «сквозные» изображения копии с использованием разных источников рентгеновского излучения на синхротронах в США и Германии. В результате ученым удалось доказать, что разработанный метод позволяет рассмотреть картину в рекордных подробностях. Авторы надеются, что музей, который владеет в настоящее время картиной, позволит провести соответствующее исследование оригинала.

Холст, который стал объектом исследования, был написан Рембрандтом ван Рейном в 1630-1631 годах. Рембрандт известен тем, что часто повторно использовал свои холсты. Метод, разработанный авторами, может пригодиться для исследования многих его работ.