news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Экранизации Конан Дойля - это удивительные особи в зоопарке мирового кинематографа

Дело в том, что во вроде бы достаточно простых и не очень глубоких рассказах о Шерлоке Холмсе кинематографисты то и дело умудряются находить столь различные взгляды на сюжеты, героев и антураж, причем каждая новая картина смотрится как в первый раз. И это не смотря на то, что вроде бы наш мозг уже забит стереотипами, а сюжеты на редкость предсказуемы. Еще бы, рассказы-то зачитаны буквально до дыр!

И если в конце 80-х оглушительного успеха в постановке Холмса добились советские и британские кинематографисты, а сам Шерлок отпечатался в мозгу поколений под личиной Василия Ливанова или Джереми Бретта (зависит от того, с какой стороны железного занавеса сидел телезритель), то вот у зрителя динамичного 21-го столетия словосочетание «Шерлок Холмс» рискует ассоциативно приклеиться либо к Бенедикту Кэмбербетчу, либо к Роберту Дауни-младшему. Кэмбербетч уже знаком российскому телезрителю, шутка ли, но британский мини-сериал “Шерлок” прокатился по миру с огромным, почти оглушительным успехом, а в России был показан едва ли не в первые недели после британской премьеры. Сценаристы Стивен Моффат и Марк Гатисс мастерски увязали текст нетленки и антураж современного мира, при этом аккуратно переиначив первоисточник и изрядно его освежив.

Похожим путем, правда в родном для Ватсона и Холмса 19-м веке годом ранее пошел и британский режиссер Гай Ричи. Изобилующая криминальными фильмами карьера британца закономерно привела к его к истории о дуэте лучших сыщиков в мировой истории искусства. Первая часть “Шерлока Холмса” изобиловала тонкими цитатами из рассказов, отличным экшеном, остроумным юмором и сочными декорациями викторианской Англии, и это не говоря о Шерлоке, которого блестяще сыграл Роберт Дауни-младший. Правда сюжет хоть и баловался аллюзиями, однако не опирался твердо на какое-либо произведение Конан Дойля. Это была некая ода духу холмсианства, концентрат того, за что мир так любит Шерлока Холмса, причем мастерски упакованный в два динамичных часа. Надо ли говорить, что лента получила оглушительный кассовый успех и относительно неплохую критику?

“Игра теней”, как и положено правильному продолжению коммерческого, пусть и снятого с душой блокбастера, не стала переворачивать формулу успеха, а лишь приумножила ее. Причем львиную долю удовольствия здесь получат именно читавшие рассказы, хотя и обычный зритель обиженным не уйдет. В отличие от первой части сиквел напрямую опирается на “Последнее дело”, и пускай он и содержит много “отсебятины”, переосмысливаний и упрощений, тем не менее, от сюжетной канвы книжного произведения он отступает не очень сильно. Потому да, господа читавшие, убийца - дворецкий. Но тут стоит заметить, что сценарий аккуратно размазан на два часа хронометража картины и умудряется, рассказывая достаточно плотную историю о заговорах и убийствах, не “провисать” и не терять по пути какие-то второстепенные сюжетные линии. Для блокбастеров уходящего года это фактически уникальный случай.

Но цепляет не только, и не столько история. Видите ли, сценаристам “Игры теней” хватило смелости выйти за пределы классического образа Мориарти из стрэндовских иллюстраций. Это не щуплый психопат-гений, нет. Это упитанный и уважаемый всеми профессор: нарцисс, который наслаждается своим величием. Причем на контрасте между его поступками и поведением Ричи мастерски показывает то, как пугающе рационален злой гений профессора. Его мягкая улыбка вызывает дрожь, ибо обычно именно под ее аккомпанемент Мориарти озвучивает абсолютно ужасные, но очень логичные вещи. Да, это явно не то, чего могут ждать от персонажа искушенные стереотипами иллюстраций Синди Пэйджета или фильмов Масленникова люди, однако в рамках первоисточника такое видение представляется очень свежим и достойным внимания.

Холмс, Ватсон, Мэри Морстен и прочие старые знакомые тоже на месте. Они лихо бегают от взрывов, разыгрывают прекрасные и очень ироничные комедийные репризы и вообще всячески радуют зрителя. Из новичков хочется выделить жгучую цыганку в исполнении Нооми Рапас и национальное сокровище всей Великобритании. Этот эпитет в равной степени относится, что к Майкрофту Холмсу, что к исполняющему его роль Стивену Фраю.

Ну и конечно сей опус был бы неполон без брызг восторга, восхищения и вообще всяческих похвал в сторону экшена. Фирменный монтаж Ричи достиг здесь нового уровня безумия. Даже и не знаешь, что во время сцен действия захватывает больше - невероятные ракурсы камеры, огромное количество спецэффектов, реактивный монтаж или ревущий саундтрек от маэстро Ганса Циммера.

На славу поработали и декораторы. Европа во всем своем черном от угольных электростанций великолепии предстает в “Игре теней” настолько полно, достоверно и смачно, насколько это вообще возможно в рамках полнометражного кино. Конечно это не историческая реконструкция «Би-Би-Си» и от того ляпов в антураже хватает, но глядя на панорамы серой от сажи парижской оперы или депрессивные пейзажи немецкого заводского городка на все это хочется закрыть глаза и наслаждаться великолепной, манящей атмосферой давно ушедшей эпохи.

Именно глубокая вовлеченность зрителя в происходящее, словно рассказы Дойля, держит, не отпуская у экрана два часа, а после просмотра даже не сильно курящим гражданам хочется забить трубочку и сидя в кресле подумать о заговорах, сыщиках... Да и вообще, не сдуть ли пыль в-о-он с той книжки про Шерлока Холмса? И вот оказывается, что тени прошлого снова сыграли со всеми в свою игру, а с выходом второго сезона британского “Шерлока” уже 1 января 2012 мир и вовсе грозит в очередной раз погрузиться в бездонную пучину холмсианства. Такую знакомую, но такую интересную. И именно такие люди, как Гай Ричи дарят вечному литературному герою Шерлоку Холмсу частичку его бессмертия, и через это сами становятся в чем-то творцами великого.

Максим ЗАРЕЦКИЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2