news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Салават ЮЗЕЕВ:

«Люди из Татарстана на Алтае воспринимаются как свои»

На сайте ИА «Татар-информ» состоялась Интернет-презентация фильма «Шуну, который придет». В студии агентства фильм представили и рассказали об истории его съемок режиссер ленты Салават Юзеев и продюсер Марина Галицкая.

Расскажите, пожалуйста, о том, как вам пришла идея посвятить этот фильм именно Алтаю?

С.Ю.: «Шуну, который придет» является третьим фильмом нашего проекта от «Валдая до Алтая», которым мы занимаемся уже третий год. Этот проект рассказывает не просто об истории тюркских народов в России. Мы стараемся здесь захватить некоторые сакральные вещи касательно тюркских народов. Начали мы с фильма «Возрождая звук». В нем речь идет о татарских старинных народных инструментах и мастере народных инструментов Геннадии Макарове. Второй фильм посвящен тюркскому народу - нагайбакам, называется он «Путь нагайбаков: долг, боль и свет». «Шуну, который придет» рассказывает об алтайском народе. Мы надеемся, что это не последний фильм в этом проекте.

М.Г.: Мы просто влюбились в тюркскую культуру. Мы ведь живем в Татарстане и нам интересно все, что связано с тюркской культурой. Даже не ожидали, что найдем вещи, которые присущи всем тюркским народам. На Алтае, например, мы нашли символику нашей республики: снежный барс там является символом высшей духовности.

Интересно также прослеживать, как традиционные вещи включаются в современную культуру и проявляются в изобразительном искусстве, музыке, литературном творчестве. Одна из героинь нашего фильма – сказочница, автор двух тысяч сказок. Кроме того, она еще и фермер, и бабушка, у нее 12 внуков. Она мечтает о том, чтобы ее сказки перевели на русский язык и издали детскую книжку. Музыканты-исполнители героического алтайского эпоса, с которыми мы познакомились на Алтае, тоже уникальны. Их творчество достаточно современно и востребовано. Один из музыкантов – молодой парень нам рассказал, что в такой же манере он может исполнять современный рэп. Мы увидели, что это не архаичная культура, которая была когда- то, а сейчас ее можно только изучать. Нет. Это живая культура.

У фильма очень интересное интригующее название. Кто же такой Шуну?

С.Ю.:
Когда снимаешь фильм, просматриваешь отснятый материал, монтируешь его, пытаешься создать законченное произведение, возникает тысячи вариантов названий. Порой они друг на друга не похожи. Мы заметили, что в нашем фильме постепенно нарисовался образ «Шуну». Шуну – это богатырь из алтайского эпоса, который должен придти и спасти алтайский народ. Вообще такая идея спасителя прослеживается во многих традициях. В фильме у нас исполняется песня о богатыре Шуну, на которого алтайский народ возлагает свои надежды. В фильме мы задаем вопрос: «Кто же спасет мир?» И сами на него отвечаем: «Мир спасут художники. Мир спасет добро. Мир спасет красота». Это и есть богатырь Шуну.

Алтайский народ, по вашему мнению, искренне верит в легенды, мифы?

С.Ю.:
Не то что верит, это часть их жизни. Они среди этого живут. Как жители Алтая сами себя называют, они – дети природы. Дело в том, что не верить в это во все сложно, потому что на каждом шагу там сталкиваешься с необъяснимыми вещами. Например, мы были на курултае сказителей, на который съезжаются участники со всего Алтая - мастера горлового пения. На курултае исполняют алтайский народный эпос – рассказывают о богатырях. Считается, что сказители обладают особой энергетикой, которой боятся даже шаманы. Например, во время своего исполнения они отгоняют дождь. В это не очень верится, но мы были свидетелями этих событий.

Много таких вещей на Алтае, которые называют мистическими. Может быть, в этом и нет ничего мистического. Возможно, это определенные виды энергии, которые до сих пор не исследованы.

Сколько времени ушло на съемки фильма?

М.Г.:
Дело в том, что мы выиграли грант Президента России и начали работу над проектом год назад. Это очень удобно - работать над документальным кино длительное время. У нас была возможность выбрать сюжеты, героев, проникнуться какими-то идеями.

А героев своих как находили?

С.Ю.:
Если небо расположено к тебе и фильму, то оно уже просто само этих героев посылает. В этом случае так и получилось. Первый раз я поехал на разведку, не зная ничего и не имея никаких контактов. Познакомился с некоторыми людьми, которые хорошо знают Алтай. В частности, это Василий Ойношев, который впоследствии стал консультантом фильма. Он повозил меня по Алтаю, помог встретиться с некоторыми людьми. Встреч было много, но не все эти люди попали в фильм. Однажды мы записали интересный сюжет с одним реально действующим шаманом. Вообще с шаманом встретится и уговорить его сняться в кино – редкая удача. Но в фильм этот сюжет не попал, не вписался.

Кто из героев вам больше всего запомнился?

М.Г.:
Наверное, этот вопрос нужно задавать зрителям, кто им больше всего понравился. Мы-то всех своих героев одинаково любим, все они нам запомнились.

А какую-нибудь интересную историю со съемочной площадки мы можем услышать сейчас?

С.Ю.:
Вся жизнь наших героев – это беспрерывная история. Например, один из наших героев Николай Чепоков - уникальный человек, который всю жизнь живет без паспорта. Говорит, что может и получит его когда-нибудь, но пока ему лень. Всю жизнь он странствует по Алтаю и рисует. Вот вам и история, которая финала не имеет. Но ведь самые интересные истории и произведения – те, которые без финала. Это выхваченные из жизни эпизоды.
Еще одна наша героиня - сказительница Танытпас Акулова живет в горах, пасет овец и при этом сочиняет сказки. К ней приезжает масса киношников. Вообще, Алтай сейчас – это место, куда постоянно приезжают съемочные группы. Кстати, местные жители уже привыкли к камерам, бывают капризны, и не всегда хотят сниматься. Но нас принимали очень хорошо. У нас был один неоспоримый плюс – то, что мы из Татарстана. Люди из Татарстана там воспринимаются как свои. С нами все готовы были дружить.

Презентацию фильма посмотрела Мария Кирюхина.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2