news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Наиль Мухарямов: «Надо повышать престиж национальной культуры»

Члены Общественной палаты РТ и Ассамблеи народов Татарстана обсудили вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений.

(Казань, 26 мая, «Татар-информ», Мария Кирюхина). Сегодня в Государственном Совете РТ прошло совместное заседание Общественной палаты РТ и Ассамблеи народов Татарстана на тему «Концепция государственной и национальной политики Республики Татарстан: ход ее реализации и роль общественных организаций, органов государственной и муниципальной власти в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений».

Республика Татарстан – многонациональный субъект современной Российской Федерации, в котором проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями, богатым культурным и духовным наследием. Состояние межнациональных отношений в Татарстане характеризуется стабильностью, мирным взаимодействием и сотрудничеством представителей разных этносов, устойчивым взаимопониманием между представителями ислама и православия, других конфессий.

По словам директора института экономики и социальных технологий (КГЭУ) Наиля Мухарямова, на Республику Татарстан сейчас смотрят как на образец, эталон того, как люди, принадлежащие к разным национальностям, живут вместе, делают общее дело, не втягиваясь в различные авантюры и конфликты.

«Но существуют и трудности на пути достижения желательного этнокультурного состояния в России и в нашей республике, в частности. В первую очередь, трудности заключаются в том, что люди обсуждают эти проблемы на очень разных языках. Есть много клише, штампов. Меня, например, смущает такое определение как «гармонизации межнациональных отношений». В обществе существуют глубочайшие кризисные явления: преступность, коррупция, колоссальная разница между богатыми и бедными. В обществе трудно что-либо гармонизировать. Это показывает опыт любой страны», - заметил Н.Мухарямов.

По мнению Н. Мухарямова, к этнокультурной ситуации в республике должен быть многосторонний комплексный подход, именно потому, что на Татарастан все смотрят.

«Если бы не Татарстан, то никакое национальное образование в России не выжило было. Хотя и эта проблема нуждается в ответственном анализе. На мой взгляд, здесь, в значительной степени, не достает независимых социологических данных. Если кто-то не хочет, чтобы их дети изучали татарский язык, то зачем их заставлять. Эффекта все равно не будет. Заканчивая школу, многие выпускники свободно говорят на английском языке и не говорят на татарском. Здесь встает вопрос мотивации: будет ли знание того или иного языка способствовать трудоустройству или не будет. Надо повышать престиж национальной культуры и тогда произойдет тоже, что произошло с еврейской школой. Ведь в эту школу сейчас с удовольствием идут и русские, и татары, потому что знают, что в этой школе дадут хорошее образование. Нужно создать несколько престижных татарских школ, тогда все сами захотят там учиться», - выразил свою точку зрения Н.Мухарямов.

Наиль Мухарямов заметил, что Общественная палата РТ могла бы ежегодно докладывать гражданам о том, что происходит с этнокультурной ситуацией в РТ.

По словам первого замглавы Министерства образования и науки Татарстана Данила Мустафина, система образования республики активно участвует в формировании и развитии у молодых граждан таких важных качеств как толерантность, взаимопонимание и согласие.

«Поддержка языков и культур народов, населяющих нашу республику, является одной из самых приоритетных задач и направлений деятельности нашего министерства. В течение года сложные программы по татарскому языку и татарской литературе были переработаны и упрощены как для русскоязычных детей, так и для тех, чей родной язык – татарский. Для русскоязычных детей татарский должен стать языком общения, для татар - не должно быть сложных синтаксических конструкций, которые не обязательны для изучения в школе. За последние 5 лет мы наработали хороший опыт и разработали учебники, которые сегодня позволяют эффективно обучать ребят на коммуникативной основе, то есть урок построен на общении учителя с детьми. Одно из важнейших направлений, которые мы планируем развивать – это разработка мультимедийных учебников, так как они позволят ребенку лучше ознакомиться с материалами», - рассказал Д. Мустафин.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2