news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

КФУ объявил бой плагиату

В вузе прошел круглый стол по противодействию псевдообразовательным практикам в университете.

(Казань, 7 апреля, «Татар-информ», Светлана Емельянова). Сегодня в Казанском федеральном университете прошел круглый стол, посвященный противодействию псевдообразовательным практикам в университете: студенческому плагиату и обману с использованием заказных рефератов, курсовых и дипломных работ.

«Мы не случайно решили обсудить этот вопрос. Проблема плагиата актуальна и для России, и для Запада. В 2010 году кафедра социологии КФУ провела пилотное исследование рефератно-дипломного бизнеса, которое показало, что в Казани сложился достаточно устойчивый рынок учебного товара. Появляются так называемые «образовательные центры» по продаже рефератов, курсовых и дипломных работ. Они становятся не просто конкурентами вузов, но фактически снижают качество образования. Учитывая, что мы выходим на международный рынок труда, люди, которые сами не создают какой-то интеллектуальный продукт, не способны будут конкурировать с представителями других образовательных школ», - сказала доцент кафедры социологии КФУ Лариса Усманова.

По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» 50 процентов студентов предпочитают скачивать рефераты, эссе и курсовые из Интернета, а от 3 до 7 процентов – покупают готовые работы. Тестирование студенческих работ на экономическом факультете СПбГУ с помощью самостоятельно разработанной программы антиплагиата «АУРА-Текст» показало, что студенты списывают из Интернета до 90 процентов текста учебных работ.

Однако, как отмечали сами участники круглого стола, преподаватели вузов предпочитают «закрывать на это глаза», чтобы не обременять себя дополнительной неоплачиваемой работой. Согласно исследованию, программа «Антиплагиат», позволяющая выявить «позаимствованные» работы, установлена только в 14 из 3 тысяч вузов России. В 2-3 вузах разработаны собственные методы борьбы с плагиатом.

Для того чтобы противостоять плагиату в КФУ, участники совещания внесли ряд предложений. В частности, было предложено установить в вузе расширенную версию программы «Антиплагиат» и сделать обязательной проверку студенческих работ до процедуры их публичной защиты; включить в устав КФУ положение о возможности отчисления студента вуза за повторный случай плагиата; разработать систему материальной поддержки преподавателей и сотрудников, борющихся с плагиатом; включить в курсы по введению в специальность и выполнению научных работ специальные разделы, разъясняющие, что такое плагиат и каковы его последствия.

Прогнозов эффективности этих мер нет. Программа «Антиплагиат» не всегда может выявить обман, существует множество простых способов обойти эти проверки. Кроме того, сами сотрудники университета не всегда оказываются «чистыми на руку». Поэтому борьбу с тем, что уже прочно отпечаталось в менталитете студентов, следует начинать не со студентов, а с самих преподавателей.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2