news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Стыковка в космосе по-казански

12 апреля 2011 года весь мир будет отмечать 50-летний юбилей первого полета человека в космос. Орбитальный облет Земли, который совершил гражданин СССР Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток», открыл эпоху пилотируемых космических полетов, а дата - 12 апреля 1961 года - навсегда была вписана в историю.

Полет Гагарина продолжался всего 108 минут, но эти минуту и фраза Юрия Алексеевича «Поехали!» изменили мир. Чтобы невозможное для всех предыдущих веков стало возможным в середине XX века, на космическую программу Советского Союза работали десятки тысяч людей, предприятий и организаций. Корабль «Восток» вобрал в себя самые передовые технологии того времени и позволил сбыться еще одной мечте человечества – выйти в космос.

Позднее в нашей стране проходило поэтапное развитие пилотируемых полетов от первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам - таков путь, пройденный советской и российской космонавтикой.

В освоение космоса внесли свою лепту и предприятия Татарстана. Информационное агентство «Татар-информ» представляет вашему вниманию рассказ об одном из изделий ОАО Казанский завод «Электроприбор» - гиростабилизаторе, с помощью которого была проведена первая в мире стыковка в космосе. Это один кусочек мозаики наших славных побед в космической гонке между СССР и США.

Немного об истории предприятия. «Электроприбор» - первенец отечественного авиационного приборостроения, был основан в Москве в 1917 году и первоначально назывался «Авиаприбор». С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Казань и размещен в корпусах ветеринарного института. Менялись название завода, номерные обозначения, как это было принято в те годы в стране, но с момента своей организации и по сегодняшний день он выпускает авиационные приборы и системы.

С 1967 года предприятие называется Казанский завод «Электроприбор». В начале 60-х годов завод принимает участие в освоении космоса, осваивает и выпускает гиростабилизированную платформу антенны системы автоматической стыковки космических кораблей.

Лучше всего атмосферу тех лет может передать непосредственный участник событий. Из воспоминаний Юрия Васильевича Большакова - бывшего инженера-конструктора, главного конструктора (1998-2002 гг.) ОАО «Казанский завод «Электроприбор»: "Шестидесятые годы прошлого столетия – время освоения заводом гиростабилизатора для стыковки космических кораблей – было очень интересным и удивительным. Шла напряженная борьба с США за первенство в освоении космоса. В частности, решалась задача – первыми осуществить стыковку космических кораблей. Конструкция гиростабилизатора была разработана Московским институтом, нам доверили изготовление. Для ускорения работали, что называется, «с листа», но ошибаться было нельзя. Специально отлитые на металлургических заводах заготовки часто были в одном экземпляре, и любая ошибка могла бы привести к срыву поставленных сроков выпуска. Над космическим заказом трудились лучшие инженеры и рабочие завода. Мы тогда были очень молоды и работали увлеченно, отдавая делу все время и знания.

Поскольку чертежи были очень сложные, а образцов не было, изготовление некоторых деталей (например, корпус, кронштейн) проходило так, что мы вместе с рабочими определяли по чертежам, какую очередную операцию надо выполнить и как ее делать. Потом я проверял исполнение, и мы намечали следующую операцию. Работали по 2, а иногда и по 3 смены…

В результате - победа! Первая в мире автоматическая стыковка космических кораблей «Космос-186» и «Космос-188» была осуществлена 30 октября 1967 года с помощью нашего гиростабилизатора!"

Многие участники освоения и изготовления космического гиростабилизатора были награждены впоследствии орденами и медалями. В частности, Юрия Большакова наградили медалью С.П.Королева, нынешнего председателя Совета директоров Г.В.Дивавина наградили медалью Ю.А.Гагарина. В то время он работал начальником бюро технологической подготовки цеха, в котором этот гиростабилизатор собирали.

Хроники Роскосмоса дополняют рассказ очевидца. Вот как прошла первая стыковка: сначала (27 октября 1967 года) на орбиту был выведен "Космос-186". Он — "активный" и должен с помощью радиолокационной антенны обнаружить второй спутник, подойти к нему и состыковаться. 30 октября, перед пролетом спутника "Космос-186", над космодромом, в плоскости его орбиты был запущен "пассивный" спутник - "Космос-188".

Он был выведен на орбиту своего "активного" напарника с опережением его на 24 км, с задачей - "смотреть" на "Космос-186", посылать ему ответные сигналы, обозначая свое местоположение в пространстве.

По команде с Земли были включены установленные на спутниках системы ориентации и автоматического управления, приведены в действие счетно-решающие устройства.

"Космос-186" со скоростью около 90 км в час сближался со своим напарником. Когда расстояние между спутниками сократилось до 300 м, выключилась двигательная установка, заработали двигатели малой тяги. Скорость сближения снизилась до 0,5-1 м в секунду, спутник подошел к спутнику. Затем штанга стыковочного узла "Космоса-186" вошла в конусообразный захват "Космоса-188", и спутники состыковались.

Около двух витков вокруг Земли аппараты летали вместе как одна космическая станция. Затем по команде с Земли они разъединились и последовательно возвратились на Землю.

Еще из воспоминаний Юрия Большакова: "Поездка на Байканур. Я и мои коллеги были командированы на космодром для проверки нашего гиростабилизатора перед отправкой на стартовую площадку. Там все было грандиозно: необъятная равнина, на которой островками вырисовывались стартовые площадки, коттеджи, в которых перед стартами жили С.П.Королев и Ю.А.Гагарин, огромный ангар для сборки ракеты-носителя с космическим кораблем и другие объекты. В тот раз провожали в полет летчиков-космонавтов Горбатко и Глазкова. Мы смотрели старт ракеты с расстояния в 1,5-2 км. Была темная ночь. Но когда заработали двигатели ракеты, и она начала подниматься вверх, стало светло как днем. Грохот стоял такой, что наших восторженных возгласов не было слышно. После полуночи, когда мы все улеглись спать, всех разбудили. Космонавт Глазков был очень дотошным, он обнаружил, что на экране локатора отсутствует объект стыковки – станция «Салют». По такому случаю были подняты все службы в Москве. Вскоре выяснилось, что тревога напрасна – корабль еще не приблизился к станции на расстояние, с которого она появляется на экране локатора".

Стоит отметить, что до конца 80-х годов все стыковки космических кораблей между собой и с космическими станциями проводились с помощью гиростабилизатора, созданного на Казанском заводе «Электроприбор».

В настоящее время ОАО «Казанский завод «Электроприбор» сохраняет позиции ведущего предприятия в авиационной отрасли России. Продукция его востребована и используется во всех типах самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, производимых в России и СНГ, а также экспортируется во многие страны мира. Более подробную информацию о предприятии можно получить на его официальном сайте: www.priborist.net
 

Подготовил Сергей СЕМЕРКИН
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2