news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Нигде не учат быть Президентом

Зарисовки о том, как Рустам Минниханов делился с акулами пера своим президентским «рецептом».

Решительный человек решителен во всем. Отказавшись от вариантов всякого рода эксклюзивов и сам определив формат максимальной открытости, Рустам Минниханов накануне символической даты - завершения первого года своего президентства - встретился с руководителями республиканских СМИ и представителями ведущих федеральных медиа. Полтора десятка непохожих друг на друга изданий и телекомпаний, предвзятые и менее, резкие и эмоциональные, взвешенные и не совсем, представляющие вкупе полный срез общества... Вся палитра медиа-рынка. С такими пойди, настройся на одну волну... У Минниханова это получилось. И рецепт собственно доверительности в беседе стал ясен сразу же.

Итак, рецепт Президента Татарстана: полное отсутствие таких ингредиентов, как амбициозность и даже сознательное игнорирование явных успехов, обострение обозначенных проблем, абсолютная нестандартность в оценке обсуждаемых тем, отказ от всякого рода справочных материалов и опора в беседе только на знания, что тут же укладываются в логику и анализируются с позиций граждан, а не чиновников, максимально ясный и простой язык изложения мысли, а еще искрометный юмор. Вот и вся «поваренная книга».

Минниханов сразу подкупил собеседников. За несколько минут до встречи он разбирался, как оказалось, с чистопольскими чиновниками по факту одной из публикаций в “Вечерней Казани”. Все все поняли. Президент читает и смотрит все внимательно, а еще, что главное, реагирует. Вопрос в Чистополе не президентский, но если чиновники не могут внятно на месте решить его, а страдают люди, президентские амбиции - в сторону. Вообще, чиновников Рустам Нургалиевич явно не жалует. В процессе он не раз подчеркивал, что не верит многим из их обещаний. Отвечая на вопрос коллег из “Бизнес-онлайна” относительно восстановления исторического облика Казани, он так прямо и заявил: “Все обещают, но я никому не верю”. Впрочем, есть способ вернуть веру Президента. Надо исправно и в сроки исполнять свою прямую работу. Всего-то. А еще методом борьбы с нерадивыми он видит максимальную публичность - это прямо бальзам на голову самых публичных людей республики. Вот с теми же историческими памятниками в Казани, что хоть и разрушаются на глазах, между тем, каждый имеет своего собственника. Президент просит не только писать, показывать, бить в колокола - портреты этих горе-собственников надо вешать в виде огромных растяжек на разваливающихся строениях, полагает он. Пусть все видят. А еще он четко знает и прямо про это говорит: все, что досталось по знакомству, бесплатно в виде собственности никогда эффективно использоваться не будет. Это не только неправильно, но и неэффективно. Кто бы спорил.

Тяга заработать на пустом месте вообще сильна в людях. И еще один флакон бальзама льется на головы сограждан. Президент крайне негативно смотрит на попытки сделать рыбалку платной. Ну что из удовольствий у народа еще осталось бесплатного? Рыбалка, да баня. О банях федерального закона пока нет, потому про нее и не вспоминали, а вот по рыбалке разгорелись нешуточные страсти. Минниханов, как оказалось, уже дал поручение прокуратуре проверить чистоту конкурсов, по которым несколько контор получили право взимать деньги с населения за рыбалку, поделив чохом все водоемы республики. Нет, Минниханов отлично знает, как проводятся конкурсы, и какие подводные течения при этом влияют на конечный улов. И потому он отмечает, что в каждом конкурсе есть изъяны. Но, и вот она логика воистину государственного деятеля (!), прежде чем брать за что-то деньги, выигравшему конкурс надо создать условия, надо изрядно вложиться, надо предоставить людям невиданные доселе услуги и возможности. Вот за это потом и можно попросить заплатить. При этом, никому ничего нельзя навязать. Если человеку эти дополнительные услуги не нужны, он должен иметь право по старинке рыбачить в тех условиях, что создает себе сам. Браконьеры, конечно, не в счет - речь не о них. На этом скромном, но очень скользком, как рыба, примере обсуждения проблем будущего любительской рыбалки, предстает целое мировоззрение человека. Нельзя наживаться, ничего не сделав, чтобы изменить то за что взялся к лучшему, не вложившись в это деньгами, идеями, душой, в конце концов.
Впрочем, где-то должно и государство поучаствовать. Например, городские пробки на дорогах. Один из механизмов решения проблемы - массовое строительство современных парковок. Ну кто придет в этот долгий бизнес не имея никаких гарантий и лишенный какой бы то ни было поддержки на входе? Мы и видим - никто! А потому валяются по всем дорогам и обочинам, по дворам и детским площадкам машины, ибо некуда их девать. Минниханов, как выясняется, уже дал поручение подготовить пакет беспрецедентных мер господдержки тем, кто возьмется за решение этого пока глухого вопроса, как сами пробки. А вот про дифференцированную плату с владельцев авто опять-таки рассуждает нестандартно. Здесь государство - регулятор. Оно хочет действовать во имя людей. Силой рубля надо выдавливать с наших улиц экологически грязный транспорт. Почему в угоду нескольким десяткам тысяч держателей машин, выпускающих в воздух невесть что, должны страдать миллионы? Миллионы дышат тем, чем дышать нельзя. И надо работать в интересах миллионов. Другой вопрос, что таится в недрах сознания пытливых журналистов и их читателей: а деньги куда пойдут? Все дополнительно собираемые средства должны направляться напрямую на развитие общественного транспорта, уверен Президент. Без развития общественного транспорта, без условий для него, мы ничего не решим. А решать все надо быстро - пару лет, не больше. И опять зал таких непохожих друг на друга медиа-китов, одобрительно закивал.

Как и в случае с рыбалкой, налоговыми преференциями или наоборот давлением на нерадивых, республика и ее граждане много сталкиваются с последствиями не всегда комфортных федеральных законов. Отвечая на вопрос коллеги из “Республики Татарстан” относительно мытарств одной талантливой девушки в Елабуге, что приехала из Украины, Минниханов прямо говорит, что обнаруживает в нашем миграционном законодательстве все, что только можно придумать для человека, чтоб осложнить ему жизнь. В стране, что меняется, должно меняться и законодательство, тем более с учетом той демографической картины, что мы имеем. Но закон пока таков. Как быть? Можно сидеть, сложа руки, можно ругать закон, можно писать статьи и еще много чего можно. Но лучше искать возможности делать дело, решать возникающие задачи и проблемы даже в рамках имеющихся возможностей и полномочий. Особо наглядно это Президент продемонстрировал, говоря о национальном компоненте в школах и методиках преподавания языков детям. И здесь опять на поверхности логика, направленная на результат. Изучение языков - это конкурентное преимущество наших детей, а не повинность. Это надо осознавать. Нет сомнений, что знать язык матери ребенку необходимо. Живя в Татарстане владеть хотя бы основами татарского языка не татарам - это тоже из разряда конкурентных преимуществ. Но, и вот тут Минниханов несколько раз за встречу обращает внимание на пути решения проблемы и на то, что этому препятствует. Почему вообще все зациклилось на школе? Начинать овладевать родным языком ребенок должен еще с детского сада и на этапе начальной школы. Известно, что Президент принципиально много надежд возлагает на дошкольное образование. Не отсюда ли его грандиозная программа «Бэлэкэч»? Каждый ребенок с 3-х лет должен получить место в детском саду и уже начинать там осваивать базовые знания, к которым относится и родной язык. Потом, а это там где и спорят все про национальный компонент, ребенок уже обязан усиленно учить английский, обладая знаниями родного. Но корень проблемы в несовершенстве методик. Много об этом говорят, много времени тратят, а методики все несовершенны и не совершенны... Это касается и иностранных языков. Это жестокий укор в сторону многочисленных специалистов системы образования, но справедливый. А главное: что в таком подходе мешает сбыться сокровенным желаниям, чтобы выпускник школы знал и язык своей республики, и язык своей страны, и иностранный? Какой федеральный закон этому препятствует? Президент уводит многолетнюю дискуссию в абсолютный конструктив, лишая ее политического смысла, но рисуя реальный путь исполнения важнейшей задачи. Надо сказать, что ни по одному из вопросов, что звучат в работе Президента, Минниханов не видит тупика. Всегда, во всем есть пути решения. С теми же языками он сам четко знает, что, несмотря на то, что некогда, он все равно выучит английский в совершенстве. Пусть к пенсии, но выучит. Он поставил себе цель. Даже в ливийском тупике, где с вероятностью наблюдателей 99 процентов республика в лице “Татнефти”, понесет безвозвратных потерь примерно на 260 миллионов долларов, он не без надежды говорит: “Есть еще Аллах! Поможет” Его не смущает, что много наших специалистов строительной сферы отправились в Москву на высокие должности, а задачи в строительном комплексе самой республики все растут и усложняются. Справимся, уверен он. Способных и готовых исполнить непростую работу - масса.
Кстати, про готовых и способных. Кадровый взгляд Президента оказался тоже инновационным. Во-первых, нельзя людей, молодых специалистов нацеливать исключительно на то, что они станут начальниками и лидерами. Не всем это дано, да и не всем нужно. Большинство хочет иметь в жизни достойную работу, достойные доходы, социальный комфорт, уверенность в будущем. Попытки искусственно переоценить или влить надежды в поколение, что им уготована участь лидеров - чреваты. Кто-то еще на взлете жизни переоценивает и свои силы, и свою стоимость на рынке. А что еще горше - недооценивает такую составляющую, как опыт уже зрелых мастеров. Иной раз ведь просто побыть рядом, поработать в одной команде с асами куда ценнее, чем схватиться за высокооплачиваемую работу, не имея к этому знаний, опыта и способностей. Очевидно, все же, что есть те, кто дает надежды на управленческие успехи в бизнесе или на госслужбе. Но стоит ли формировать из таких публичный кадровый резерв? И опять нестандартный заход. Хотя идущий из глубины знаний реальной жизни и человеческой психологии. Минниханов против подобных резервных списков. Он вреден самим ребятам. Для маститых управленцев он как мишень по кому бить. “Расстрельный список” - так называет его Президент. Ну, кто потерпит явно обозначенного конкурента и не использует шанс на пути его загнать или подставить? Потом, такой список расслабляет самих его фигурантов. Иные начинают жить верой в скорые назначения и перестают расти, совершенствоваться, совершают ошибки, расслабляются. Разве что-то в таком подходе неверно? Просто Минниханов произносит вслух то, что давно напрашивается и хочется услышать из уст лидера. Нет, кадровая политика у государства должна быть. Для этого существуют специальные структуры, что отслеживают лучшие головы, фиксируют на будущее перспективных. Но делать это публичным процессом - стоит ли? К самим кадрам Президент предъявляет очень скромный, но фундаментальный набор требований: профпригодность и совместимость. Почему фундаментальный? Не слишком ли пафосно? Да нет же. Что это, если не фундамент успешной работы, когда ты профи в своем деле и умеешь работать в команде? Ничего личного, как говорится.

Есть правда один вопрос, к которому Минниханов относится не очень серьезно. Это рейтинги всевозможных успехов и неудач лидеров регионов. Как часто бывает, когда ты нравишься где-то в Москве - город большой, интересов много, а свое население тебя не совсем понимает и принимает. Или обратная картина - в глазах своих ты успешен, а решить проблемы региона на федеральном уровне не способен. Да и где критерий объективный? Часто популярные действия идут во вред, а непопулярные приходится предпринимать во благо завтрашнего дня. Жить с оглядкой на политизированные рейтинги - это не по-миннихановски. Он вообще не политизирован. Его так и спрашивает коллега из “Эфира”, мол, ваша деполитизированность - это осознанная позиция или как? Время другое, признает Президент. На долю Минтимера Шариповича выпала труднейшая задача политического становления республики, решения глобальных задач в период больших политических преобразований. Сегодня время использовать полученные возможности. А потому и экономика, социальные задачи - в приоритете.

А где же юмор, которым по нашей версии так искрил Минниханов? Ну, во-первых, он проскакивал в ответе на каждый вопрос. Или почти каждый. И об этом можно как-нибудь отдельно поделиться. Во-вторых, разве можно без юмора, но по логике, что в каждой шутке есть доля шутки, ответить, например, про доход своей супруги. Как оказалось, Президента не смущает, что она зарабатывает в год в два раза больше, чем он. Прежде всего потому, что президентское содержание тоже не такое уж и плохое. Потом, почему стоит смущаться, если человек, не торгуя ресурсами и продукцией республиканских компаний, производя востребованные услуги, за это получает доход? Другое его смущает. Была бы супруга очень успешна в бизнесе, могла бы зарабатывать не в два, а в десять раз больше. А она не столь успешна. Зал юмор оценил. Хочется верить, что и дома его оценят. Хотя времени на общение с семьей почти нет. Издержки работы. А самой работы проделана уже одна пятая часть. 20 процентов президентского срока Минниханов уже прожил. Тяжелейшие 20 процентов. Год-то был какой! Только через запятую перечислять, что навалилось - опять статья получится объемная. Впрочем, год за три Минниханов не оценивает. Он опять шутит, мол, нам чиновникам всегда год за полгода видится, потому что всегда мечтаем подольше поработать. Вроде уже время уходить, а все думается, что рано, еще только полпути прошел. Хотя к Рустаму Нургалиевичу эта математика не относится хотя бы потому, что 80 процентов своего первого президентского срока ему точно предстоит пройти. И это как минимум...
 

Леонид ТОЛЧИНСКИЙ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2