news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Казани обсудили проблемы начального профессионального образования

Не был хорошим рабочим, не станешь хорошим руководителем, считают участники тематического круглого стола.

(Казань, 24 сентября, «Татар-информ»). Сегодня в Казани прошел круглый стол на тему «Начальное профессиональное образование в зеркале общественного мнения». Инициаторами обсуждения выступили: Общественная палата РТ, а также молодежный дискуссионный клуб Татарстанского регионального отделения партии «Единая Россия» - «Без булдырабыз».

В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты РТ, представители профильных министерств, руководители учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Вопросы, которые ставились в центр обсуждения, озвучил в своем приветственном слове руководитель рабочей группы по экономической политике Общественной палаты РТ Мунир Гафиятуллин. Он отметил, что собравшимся предлагается поговорить о том, почему получать рабочие специальности идут только те ребята, которые не смогли поступить в вузы, почему финансирование начального и среднего профессионального образования осуществляется по остаточному принципу и связанных с этим проблемах, а по итогам обсуждения выработать рекомендации органам власти по улучшению ситуации в начальном и среднем профессиональном образовании.

Основным докладом круглого стола стало выступление заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Клары Тазетдиновой. Представив некоторые статистические данные, она отметила, что ситуация в профтехобразовании не так плоха, как может показаться: растет количество студентов, получающих рабочие специальности (наполняемость сузов 84 проц.); по нацпроекту «Образование» ряд училищ и колледжей улучшили материально-техническую базу, причем финансирование осуществлялось по отраслевому принципу, т.е. так, чтобы в каждой отрасли было, по меньшей мере, одно учебной заведение, оснащенное по последнему слову техники.

Помимо этого, налажено постоянное взаимодействие с работодателями - раз в пять лет проводится опрос, выявляющий наиболее востребованные специальности, предприятия заключают контракты на целевую подготовку специалистов. Однако на данный момент потребность предприятий удовлетворяется лишь на 74 проц.

Назвала Клара Тазетдинова и самые востребованные рабочие профессии. Среди них на первом месте – тракторист-машинист, далее следуют электрогазосварщик, автомеханик и продавец-кассир. Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты также отметила в качестве положительной тенденции федеральную программу по формированию стандартов профессиональной квалификации, которые в итоге помогут работодателю оформить свои требования к компетенциям специалиста.

Заместитель министра образования РТ Андрей Поминов, в определенном смысле продолжая выступление Клары Тазетдиновой, отметил, что необходима планомерная популяризация рабочих профессий, серьезная профориентационная работа в школах. Такая деятельность, безусловно, ведется, но она разрозненная. Необходим системный мониторинг не только намерений учащихся, но и их способностей. В качестве шагов, направленных на улучшение ситуации в профтехобразовании, Андреем Поминовым были отмечены переход сузов на двухуровневую систему, когда суз дает и начальное, и среднее профессиональное образование, а также переход на новые образовательные стандарты, дающие возможность учебным заведениям составлять от 20 до 60 проц. программ, а следовательно, привлекать к составлению программ и предприятия, заинтересованные в работниках с определенными компетенциями.

От имени работодателей выступил директор ОАО «Казанский медико-инструментальный завод» Нур Шакиров. Он с огромным сожалением отметил, что люди на заводах сегодня работают плохо, производительность и качество труда низкие, и зачастую, проще заменить труд фрезеровщика дорогостоящей, но высокопроизводительной техникой. Выход из подобной ситуации директор «КМИЗа» видит в государственном стимулировании предприятий, организующих обучение на своих базах, а также в формировании у студентов сузов желания работать и зарабатывать, т.е. в развитии определенного рода идеологической работы.

Директор института непрерывного образования Казанского государственного технологического университета Любовь Овсиенко говорила о том, что проблемы профтехобразования нужно решать в рамках кластерных подходов, ведь во всем мире грани между НПО, СПО и ВПО практически стерты. Взаимодействие всех звеньев – предприятий, школ, сузов и вузов – это залог успешного и эффективного функционирования системы образования и подготовки людей для работы в реальном секторе экономики. Необходимо донести до сознания молодежи простую мысль о том, что хорошего инженера из человека, который не владеет рабочей специальностью, т.е. не знает, как выглядит процесс изнутри, не выйдет, так как не выйдет хорошего руководителя производством из того, кто сам никогда на производстве не работал.

В реализации кластерной системы Любовь Овсиенко видит две проблемы – первая – работодатели боятся, что они заплатят за обучение специалиста, а он к ним не придет, и вторая – молодые предприниматели сегодня, к сожалению, не задумываются о том, где готовят кадры для их предприятий.

Однако крупные предприятия Татарстана активно взаимодействуют с профильными учебными заведениями. Опытом подобной работы поделился Рудольф Ситдиков, директор Камского политехнического колледжа и консультант заместителя главного директора «КАМАЗа». Он рассказал о тех программах по привлечению на предприятие молодых специалистов, которые реализуются в рамках сотрудничества колледжа и «КАМАЗа». Среди них и стенды, рассказывающие о предприятии, размещенные в школах, и вовлечение молодежи в общественную жизнь завода, конкурсы и стипендии для студентов, и материальная поддержка колледжа, осуществляемая «КАМАЗом».

Тем не менее, как отметил Рудольф Ситдиков, существуют проблемы, решать которые необходимо на государственном уровне. Например, повышение престижа рабочих специальностей, информирование молодых людей о потребностях рынка труда, подготовка педагогических кадров для сузов, введение некоторых новых специальностей. Для решения этих проблем, по мнению директора Камского политехнического колледжа, необходимо на федеральном уровне разработать систему переподготовки педагогических кадров, проводить «Селигер для рабочих», ввести государственные награды для представителей рабочих специальностей, а также повысить стипендии студентам НПО и СПО.

Сложнее обстоит ситуация в сузах, готовящих, например, работников сферы обслуживания, а также специалистов по народно-художественным промыслам, поскольку крупных предприятий, которые могли бы взять на себя «шефство» над подобными учебными заведениями, нет. Несмотря на то, что в преддверии Универсиады-2013, а также в связи с проектами, связанными с островом Свияжск, необходимы будут и реставраторы, и специалисты по изготовлению сувенирной продукции, материально-техническая база, например, казанского училища № 40, ведущего подготовку именно по таким специальностям, по словам его директора, очень слабая. Помимо этого, очень остро стоит проблема нехватки преподавателей ремесла.

Директор Алексеевского аграрного колледжа также подчеркнул, что довольно низким остается уровень практической подготовки, поскольку финансирование сузов очень не велико, а практические занятия, например, на современных тракторах, крайне затратны. Помимо этого, он отметил, что введение системы ЕГЭ ориентирует выпускников школ на поступление в вузы, что тоже является негативным фактором для среднего профессионального образования.

В рамках круглого стола много говорилось и о пропаганде рабочих профессий в СМИ. В этой связи директор молодежного дискуссионного клуба Татарстанского регионального отделения партии «Единая Россия» Иван Шестириков представил проект «Zavodись!» - информационный портал для молодежи рабочих специальностей. Иван Шестириков подчеркнул, что молодые люди рабочих профессий оказываются в определенной степени выключеными из общественной жизни, и зачастую стыдятся своей работы. Необходимо всеми доступными средствами эту ситуацию менять. Проект «Zavodись!», по словам одного из его инициаторов, не будет ограничен лишь сайтом, в перспективе это будет целый ряд мероприятий, среди которых – тренинги, лекции, тематические вечеринки и многое другое.

Необходимость активной пропаганды рабочих профессии была горячо поддержана всеми собравшимися, причем, по мнению присутствующих, она должна осуществляться не бессистемно, а в рамках целенаправленной государственной политики, сообщили в пресс-службе ОП РТ.

Многочисленные предложения по улучшению ситуации в начальном и среднем профессиональном образовании в Татарстане, прозвучавшие в рамках круглого стола «Начальное профессиональное образование в зеркале общественного мнения» будут объединены в итоговый документ, который Общественная палата РТ направит в профильные государственные органы и общественные организации.
 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2