news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Казани прошел круглый стол по ювенальной юстиции

Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что западный опыт ювенальной юстиции неприемлем для России.

(Казань, 25 августа, «Татар-информ»). Общественная палаты РТ совместно с региональной общественной организацией РТ «Ата Йорты – Отчий дом» и женским кризисным центром «Фатима» провели круглый стол, посвященный проблемам и перспективам внедрения ювенальной юстиции в России. Данное обсуждение явилось частью проекта Общественной палаты РТ «Дети Татарстана – забота общества и государства», в рамках которого не так давно обсуждались вопросы насилия над детьми.

Открывая работу круглого стола, председатель Общественной палаты РТ Ильгиз Хайруллин подчеркнул остроту и важность проблемы становления институтов ювенальной юстиции в России.

Основной материал для обсуждения изложил в своем выступлении Николай Бондаренко, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон» (Москва). Кратко рассказав об истории попыток введения в России институтов ювенальной юстиции, он отметил, что они вызвали по стране волну протестов. Причины подобной реакции общественности заключаются в том, что ювенальная юстиция при ближайшем рассмотрении провозглашает приоритет прав ребенка по отношению к другим категориям граждан, исключает из процесса воспитания такой неотъемлемый его элемент, как наказание, и в итоге, по мнению Николая Бондаренко, разрушает институт семьи. В этой связи первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон» отмечает как положительную тенденцию тот факт, что с осени 2009 года, когда начался разговор о ювенальной юстиции, акценты в обсуждениях сместились с защиты прав ребенка к защите семьи и семейных ценностей в России. Именно в этом и видится выход из данной ситуации – в продуманной, полноценной государственно-семейной политике и формировании культуры семейных ценностей. С другой стороны, как подчеркнул Николай Бондаренко, западная модель ювенальной юстиции никоим образом не может быть реализована в рамках российского общества, с его вековыми традициями, построенными на приоритете семьи. В частности, изъятие ребенка из семьи, процедура довольно распространенная в рамках ювенальной юстиции на западе, для России крайне сложна и неоднозначна. Единственная возможность ее адекватного введения видится во взаимодействии органов опеки, МВД и общественных организаций родителей.

Последующие участники дискуссии в целом соглашались с мнением Николая Бондаренко, однако раскрывали новые нюансы проблемы. Так, исполнительный директор женского кризисного центра «Фатима» Марина Галицкая отметила: «Нам действительно не подойдет чужая модель ювенальной юстиции, но мы должны сосредоточить все усилия на скорейшем создании своей собственной». Немаловажным, по ее мнению, является также то, что российская модель должна сосредотачивать внимание на защите прав всех членов семьи, а не только детей, ведь насилию в семье, могут подвергаться и дети, и женщины, и мужчины. При этом российская законодательная база, касающаяся защиты прав членов семьи крайне несовершенна. В доказательство этого Марина Галицкая привела несколько примеров. В частности, с точки зрения закона практически недоказуем факт эксплуатации детей, которых заставляют, например, просить милостыню (причем зачастую их собственные родители) или, к примеру, нет никаких механизмов защиты детей от насилия в Интернете. Выступающая отметила, что ювенальная юстиция направлена все-таки не на то, чтобы изымать ребенка из семьи, а на то, чтобы защитить его права. Конечно, никакие государственные органы не будут любить ребенка больше, чем его родители, однако, если здоровью и даже жизни ребенка в семье угрожает опасность (а такие случаи, к сожалению, не редкость), на сегодняшний день нет, практически, никаких законных методов, чтобы изъять ребенка из этой семьи.

Председатель правления республиканской общественной организации «Ата Йорты – Отчий дом» Наталья Лефанина отметила, что главным фактором, тормозящим решение вопросов, связанных с защитой прав ребенка сегодня, является отсутствие четко отлаженного взаимодействия между структурами Министерства труда, занятости и социальной защиты, Министерства внутренних дел и Министерства образования и науки, то есть всех тех ведомств, которые с разных позиций занимаются решением данной проблемы.

Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что западный опыт ювенальной юстиции неприемлем для России, что нам необходимо обратить внимание на семью в целом.

В завершении заседания было принято решения создать рабочую группу, которая подготовила бы рекомендации по итогам работы круглого стола.

***Ст

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2