Молодой ученый КФУ награжден «молодежной Нобелевской премией»

Медаль присуждается за выдающийся вклад в исследование космоса и неофициально называется "молодежной Нобелевской премией".

(Казань, 23 августа, «Татар-информ»). Олег Гусев стал первым молодым ученым в истории Казанского университета – обладателем медали Я.Зельдовича, учрежденной Международным комитетом по исследованию космического пространства – «Committee on Space Research» (COSPAR).

Казанский биолог получил высокую награду в Бремене (Германия) на 38-й научной ассамблее COSPAR из рук именитого академика, члена Бюро отделения физических наук РАН Льва Зеленого.

Медаль Зельдовича присуждается совместным решением Всемирной организации COSPAR и президиумом Российской академии наук молодым ученым за выдающийся вклад в исследование космоса и неофициально называется "молодежной Нобелевской премией".

Олег Гусев, ассистент кафедры зоологии беспозвоночных, в настоящее время ведет научные исследования в составе международной группы в области астробиологии в Национальном институте агробиологических наук в г.Цукуба, Япония. Он не единственный ученый из Казанского университета, кто принимает активное участие в совместных российско-японских исследованиях: декан биолого-почвенного факультета Рушан Сабиров, заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных, профессор Анатолий Голубев, доцент Людмила Малютина и студенты кафедры активно сотрудничают с японскими коллегами. В состав международной группы по астробиологии входят также сотрудники Института медико-биологических проблем РАН, Москва, Института биоресурсов Окаямского университета, Япония, и другие.

За последние 5 лет ученые провели ряд уникальных экспериментов с покоящимися стадиями организмов на борту Международной космической станции (МКС) и в открытом космосе. В космосе побывали личинки африканских комаров, находящиеся в состоянии полного обезвоживания (ангидробиоза) и временного прекращения жизнедеятельности, яйца архаичных ракообразных щитней и других беспозвоночных, семена многих растений. Эксперименты показали, что губительное воздействие открытого космоса могут переносить не только бактерии, но и сложные организмы в состоянии ангидробиоза и покоящихся стадий.

Но любые открытия всегда порождают новые проблемы: процесс познания также бесконечен, как сам космос. Задачи дальнейших исследований - установить, как повлияло воздействие открытого космоса на генетический аппарат экспериментальных форм и их способность к нормальному развитию и жизнедеятельности в первом и последующих поколениях; определить, насколько реален самостоятельный перенос сложных форм жизни через космическое пространство; организовать отправку организмов в состоянии ангидробиоза на спутник Марса и многие другие.

Во время церемонии награждения Лев Зеленый подчеркнул, что эта медаль - свидетельство значимости проводимых молодым ученым и его коллегами исследований для международного сообщества исследователей космоса, сообщает пресс-центр КФУ.

***Ив