news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Михаил ОСТУДИН:

«Поэтом себя не считаю»

Имя Михаила Остудина (он же – Гена Стечкин) представителям казанской творческой тусовки известно хорошо. Несмотря на молодость (ему всего 24), он уже успел стать автором и идейным вдохновителем многих нестандартных проектов в области современной культуры, которая в Казани, развивается отдельно от официальных мероприятий, выставок и арт-проектов. Последнее достижение Миши – организация Второго и последнего фестиваля странного творчества ВИПФЕСТА, прошедшего весной в Музее М.Горького. О своих идеях, творческих проектах и о том, кем себя считает молодой арт-менеджер, он рассказал в интервью ИА «Татар-информ».

Михаил, в Казани вы известны как организатор очень нестандартных по форме и содержанию культурных проектов. Эти идеи хорошо спланированы, или приходят к вам в голову случайно?
М.О.: Бывает по-разному. Например, Первый и последний фестиваль странного творчества (ПИПФЕСТ), который состоялся в Казани год назад, не планировался заранее и прошел стихийно. Получилось так, что в одно время в Казань приехало сразу несколько интересных людей, творчество которых нельзя вносить в рамки «традиционного искусства». Это были шансонье Псой Короленко, электронный музыкант GrrrBzzz, поэт Андрей Родионов и куратор московских видеопоэтических показов Екатерина Троепольская.
Всем стало понятно, что их общение с публикой удобнее и практичнее будет осуществить в рамках одного большого мероприятия. Так и получился ПИПФЕСТ. Для Казани это было нечто необычное: Псой Короленко, например, до этого ни разу не выступал в нашем городе, видеопоэзия показывалась, но мало; интересная электроника здесь тоже, к сожалению, редкость.

С ВИПФЕСТом получилось так же?
М.О.: Нет, в этом году фестиваль задумывался заранее! После ПИПФЕСТа стало понятно, что в Казани есть слушатели и зрители, которым интересен такой формат. С другой стороны, о каком формате тут можно говорить: он не определен, размыт. Это даже не андеграунд, а просто нечто странное и необычное. Второй фестиваль проходил в Музее Горького, а его дворик расположен прямо напротив остановки транспорта. Люди, которые ждали свой автобус, тоже проявили интерес к происходящему. Было приятно. 
Фестиваль длился несколько дней – в первый мы устроили «Poebattle» (поэтические соревнования, в которых мог принять участие любой желающий), а еще в этот же вечер проходила «Museum Party» от галереи «Аврора-1991». Были и образцы видеопоэзии.
Второй день был музыкальным. Из выступавших групп мне особенно понравились незаурядные «Menthol Fish»: их костюмы, бутафорская атмосфера. Правда, немного грустно, что не было ощущения большой толпы.

А соревнования известных казанских поэтов – команда на команду? Эта часть фестиваля многих особенно заинтересовала…
М.О.: Цель была такова – собрать разных представителей поэтической тусовки. В этом соревновании участвовали казанские поэты совершенно разных возрастов – от 17 до 50 лет. Кстати, к этому «конкурсу» очень терпимо отнеслись те, кто обычно критиковал элемент соревнования в поэзии. Например, Айрат Бик-Булатов и Олеся Балтусова. Парадокс состоит в том, что именно их команда подготовилась лучше прочих. 

Я же считаю, что подобные конкурсы добавляют человеку внутренней собранности. В обычной ситуации не каждый поэт может собраться и хорошо прочитать стихи. Получается каша и бесконечные «вечера при свечах». Люди устают, расслабляются. А тут никто не успевал скучать. Но все остались довольны,  в том числе и зрители. 

А сами вы считаете себя поэтом? У вас на этом конкурсе тоже была своя команда.
М.О.: Поэтом я себя не считаю. Не думаю, что у меня хорошие стихи. Все это похоже на графоманию, но я стараюсь их вытягивать за счет интересной подачи. 

Пишу я давно. Но чтобы называться поэтом, нужно этим заниматься. Нужно, чтобы у тебя была база текстов – хотя бы четыре-пять сотен. Я же за всю жизнь написал несколько десятков стихов. Из них примерно пять я готов прочитать вслух – знаю их наизусть. У меня не наберется текстов на книжку. Я предпочитаю об этом не задумываться – мне важнее сам процесс, важно, чтобы были зрители и они услышали тех, кто пишет хорошие стихи.

Как же вы себя определяете в мире творчества?
М.О.: Немного чувствую себя музыкантом. Когда мне было 14, мы с одноклассниками создали группу. Нас было трое: один стучал на тазах, другой играл на басу – перетянутой на четыре струны акустической гитаре – а я пел. За 4 месяца существования нами было написано и записано больше двухсот песен. Мы просто ставили кассетный магнитофон на запись и начинали импровизировать. Там очень много глупостей, но иногда мне самому интересно снова послушать этот репертуар.

Потом было много групп, направлений и псевдонимов… Полгода назад я увлекся и видеопроектами. Вообще, я, скорее, чувствую себя организатором.

Вас можно назвать арт-менеджером?
М.О.: Наверное, можно. Только вот менеджер – это человек, который чем-то управляет и зарабатывает этим на жизнь. Жить на доходы с мероприятий трудно - обычно я ухожу либо в минус, либо в ноль. По-другому практически не бывает. Поэтому насколько я успешный менеджер – это большой вопрос.

Как-то вы назвали себя бездельником. Почему?
М.О.: Наверное, когда-то я таковым себя считал. А в последнее время стало очень много дел. Работаю над несколькими интернет-проектами – этим и зарабатываю на жизнь. 

А в офисе смогли бы работать?
М.О.: Как правило, большую часть времени я провожу дома. На рабочий ритм там очень сложно настроиться: постоянно хочется отвлечься. Но со свободным графиком я себя чувствую лучше. То есть, я мог бы сидеть в офисе с 9 до 6, но испытывал бы трудности.

Какие из ваших проектов представляются вам наиболее успешными?
М.О.: Наверное, ВИПФЕСТ, потом – Республиканский поэтический слэм 2008 года. Мы организовали его вместе с Айратом Багаутдиновым и Алисой Розановой. Все получилось хорошо – если судить по количеству зрителей и отзывов. Казанский городской слэм, который был осенью, тоже прошел на уровне. Мы не ушли в минус, что важно (улыбается).

Что можно сделать, чтобы такие мероприятия не были убыточными?
М.О.: Можно найти спонсоров – просто времени на это не хватает. Надеяться на доход с билетов бесполезно. Я сам сторонник свободного входа. Но не всегда это получается. Слэм – пример того, как свободный вход привлек около 1000 человек за 3 дня. Значит, это работает. Хотя в последнее время я понял, что нужно стремиться к получению грантов. 

Спонсорский формат не очень понятен. Приходится буквально брать людей измором – компаний, которые занимаются продвижением поэзии, совсем уж немного. Да и к тому же я не думаю, что они очень богаты. На местные органы рассчитывать тоже не приходится. Суммы выделяются копеечные, а работы много – нужно отчитываться буквально за все.

Поэтому сейчас я думаю, что третий фестиваль надо готовить за год. Накопилась презентационная база. Фестиваль странного творчества – уже ежегодное мероприятие. Не знаю, насколько и кому это будет интересно. Я собираюсь подать заявку на зарубежные гранты. Буду очень рад, если кто-то нам поможет. Идея фестиваля очень хороша. А если будут большие суммы, можно будет привезти известных персон, потратиться на рекламу…

С кем вам было бы интересно поработать, кого пригласить?
М.О.: Если говорить о ближайших планах, есть такой человек – Максим Жестков – талантливый дизайнер из Ульяновска, специалист в области моушн-графики. Для музыкантов он делает клипы, а также создает свои абстрактные работы. Работает преимущественно с западными заказчиками. Хочу позвать его в Казань – почитать лекции.

Кто, по вашему мнению, наиболее уверенно представляет Казань на ниве современной культуры? Кого вы выделяете для себя?
М.О.: Если начать перечислять, возникнет непонятная ситуация – почему не упомянул того или этого... Однако если смотреть на Казань не изнутри, а снаружи, я не могу не вспомнить о своем отце – поэте Алексее Остудине. Его часто приглашают на зарубежные поэтические фестивали (Украина, Белорусия, Грузия, Италия, Германия, Бельгия и т.д.), где он достойно представляет нашу страну. 

Вообще, есть такое понятие, как внутренний цензор. И, по моему убеждению, многие авторы себя хоронят, потому что он у них либо отсутствует, либо спит. Я говорю о случае, если автор, у которого есть хорошие стихи, выпускает в свет еще и вполне посредственные. И весь блеск теряется, хорошее растворяется в обычном. Думаю, это проблема всех времен: найти правильное русло в отношениях со своим текстом, вести с ним работу. 

Чтобы сохранить свое лицо, свой стиль, нужно пройти трудный путь. И если ты становишься взрослым, нужен рывок, прорыв. Нельзя стоять на одном месте. 

Беседовала Нина НАРЫКОВА
.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2