news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Казани открылась международная выставка каллиграфии

На выставке представлено более 40 произведений 31 мастера из разных стран – Кувейта, Ирана, Турции, Ирака, Марокко, Палестины, Саудовской Аравии.

(Казань, 18 июня, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Международная выставка «Арабская каллиграфия: связь времен и народов» открылась сегодня в Национальной художественной галерее «Хазинэ». Открытие выставки организаторы решили приурочить к памятной дате – 1121-й годовщине со дня официальной принятия ислама Волжской Булгарией.

На выставке представлено более 40 произведений 31 мастера из разных стран – Кувейта, Ирана, Турции, Ирака, Марокко, Палестины, Саудовской Аравии, Сирии и даже Германии. Столь масштабную экспозицию каллиграфии Татарстан принимает у себя впервые. Ее открытие посетил и высокий гость из-за рубежа – заместитель министра вакфов и по делам ислама Государства Кувейт Адель Аль-Фалах. Кроме того, в галерее «Хазинэ» сегодня собрались и сами мастера исламского искусства: турецкий художник Хасан Челеби, автор учебных пособий иранец Аббас Ахвин, каллиграф и мастер традиционной турецкой техники эбру Алпарслан Бабаоглу, иранский хаттат Амир Фалсафи, каллиграф Королевского двора Марокко Джамал Бен-Саид.

Все они – представители разных каллиграфических традиций, но объединяет их одно – непрерывность. Возможность творить для этих художников существовала всегда, чего не скажешь о российских мастерах, жизнь которых пришлась на советский период.

Связующим звеном между прошлым и будущим в этом смысле является фигура Баки Урманче: его произведения, которые казанцы увидят на выставке, были выполнены в 70-е годы XX столетия. Отношение к арабской графике как средству самовыражения сформировалось у Урманче еще в дореволюционные годы. Веру художника не смогли сломить ни годы, проведенные в Соловках, ни трудный период вынужденных скитаний...

Арабо-графические работы этого мастера служат примером для подражания многим современным художникам. Среди них – члены Ассоциации татарских художников-каллиграфов «Алиф»: Фирдаус Гирфанов, Наджип Наккаш – мастера, которые продолжают традицию татарского народного искусства; Ришата Саляхутдинова, Рамиля Набиуллова – они осваивают классическую каллиграфию; Рустама Шамсутова – современного художника, постигающего символическое значение арабского письма.

Сами художники говорят, что находятся в постоянном поиске собственных форм выражения, используют различные материалы и технику исполнения. И если в традиционных шамаилях, выполненных на стекле, святость текста подчеркивалась соблюдением канонов письма и свечением фольги, то в некоторых современных произведениях, выполненных в технике живописи на холсте, деформируются сами каноны арабского письма. Искусство, даже традиционное, не стоит на месте.

В рамках выставки открылась и фотоэкспозиция «Современный Кувейт». Это – выставка-знакомство с культурой кувейтцев, их традициями и современной жизнью.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2