news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Алексей МАЛАШЕНКО:

«Считаю, что Татарстан при Шаймиеве – это было явление, это был феномен»

Сегодня агентство «Татар-информ» провело первую видеоконференцию из своего нового офиса. Темой телемоста с Москвой стала инаугурация Президента Татарстана Рустама Минниханова. Собеседником генерального директора агентства Леонида Толчинского стал эксперт Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко

 

У нас есть целая группа вопросов к вам, связанная с сегодняшним событием – вступлением в должность нового президента республики и, соответственно, как мы здесь образно говорим, завершение эпохи Минтимера Шаймиева. К вам мы обращаемся как к известному политологу, человеку, хорошо знающему специфику в том числе и национальную, религиозную. Во-первых, как бы вы оценили ту эпоху, те последние 20 лет и роль тех, кого мы называем политическими «тяжеловесами», личностей, подобных Шаймиеву?
А.М.:
Вы знаете, я хочу обратить внимание на то обстоятельство, что как раз в эти дни появилось много критических материалов как бы «вдогонку». Может быть, я несколько выпадаю из этой струи, потому что я считаю, что Татарстан при Шаймиеве – это было явление, это был феномен. Конечно, всех можно критиковать, но то, что Шаймиеву удалось сохранить такую часть российской земли в достаточно благополучном состоянии, то, что Татарстан не стал «вторичным» регионом, что там не было существенных межнациональных и религиозных противоречий, которые многие предрекали – это, действительно, заслуга Президента. У него есть противники, есть сторонники, но он, действительно, как вы сказали, «тяжеловес». Причем, вы знаете, таких «тяжеловесов» из российской провинции, к которой я отношусь с большим уважением. Казань, некоторые другие города – это символы России – так вот таких «тяжеловесов» к Шаймиеву можно добавить буквально два-три человека.

 

У Шаймиева есть и политический талант, и политическая хитрость, и умение грамотно и очень сбалансированно выстраивать отношения между федеральным центром и Казанью. Да, было много проблем с Договором, но на выходе все-таки мы видели позитив.

 

Как вы думаете, какие есть пути, возможности использовать потенциал такого рода людей, как Шаймиев, в будущем? Потому что не секрет, что многие из таких лидеров немного остерегаются покидать свои посты, потому что боятся оказаться невостребованными, оказаться под ударами критики. Как, по-вашему, было бы конструктивно вести себя по отношению к ним, когда они оставляют свой пост?
А.М.:
А вот давайте посмотрим, как это будет происходить в Татарстане, потому что пока что у нас такого не было. Когда я гляжу на остальных «тяжеловесов», которые уже ушли, и которым это только предстоит, то думаю, что использовать татарстанский опыт будет очень трудно, потому что Шаймиев – это все-таки уникальный человек. Надо еще всегда помнить о его популярности, причем реальной, а не надуманной. Ведь большинство наших «тяжеловесов» переживали периоды подъема и спада популярности, а Шаймиев всегда имел, в общем, достаточно ровный авторитет. Да, критика была, но на поверку, когда возникал вопрос «А кто еще?», я не помню, чтобы появлялись иные кандидатуры.

 

Само сообщение о том, что Минтимер Шаймиев принял решение оставить свой пост, причем остаться в Татарстане, никуда не перемещаясь, какие чувства у вас вызвало? Как это выглядело со стороны?
А.М.:
Я этого ожидал, потому что я не могу представить себе, куда можно переместить Шаймиева. Я могу представить, куда можно перевести очень многих российских губернаторов, но про Шаймиева я такого подумать не могу. И хотя все критикуют механизм возникновения института государственного советника, никто не думал, что Шаймиев может уйти из политики. В этом отношении он выбрал достаточно удачный момент – он и уходит, и остается. И это создает некоторые сложности для нового президента – ощущать за собой бывшего популярного главы непросто. С одной стороны на него можно опереться, но и злоупотреблять опорой нельзя. Поэтому я думаю, что какое-то время проблема тандема будет существовать. Это объективно закономерно.

 

Вообще в перспективе с учетом того, как развивается в России федерализм, считаете ли вы, что возможно возникновение новых «тяжеловесов», или руководители регионов будут сильно ограничены в своем влиянии?
А.М.: Федерализм у нас достаточно условный. Ну, какой может быть федерализм, если главы регионов назначаются? Я считаю, что они должны выбираться. Если мы будем развиваться нормально, то возврат такого порядка просто неизбежен. И в этой ситуации могут появиться новые «тяжеловесы», хотят пробиться будет трудно.

 

В эти дни Президента Шаймиева часто спрашивали, что он хочет пожелать преемнику. А что вы хотели бы пожелать новому Президенту?
А.М.:
Минниханов – это часть политического пространства России со всеми минусами и плюсами. Представить себе Татарстан как оазис посреди страны невозможно. Поэтому, я думаю, задача у него непростая. Очень трудно сохранить все, что было и при этом двигаться вперед, особенно с теми проблемами, которые существуют везде и будут еще усугубляться. Шаймиев умел находить самостоятельные решения, и если Минниханову удастся в рамках российского экономического и политического контекста избрать свою модель и не походить в чем-то на центр, это будет очень интересно.

 

Свою последнюю встречу в качестве Президента республики Минтимер Шаймиев провел с руководителем Организации Исламская Конференция. Как вы считаете, как могли бы развиваться отношения России с этой организацией, какой вклад мог бы внести в это Татарстан?
А.М.:
В целом отношения были нормальные и будут нормальными, потому что в мусульманском мире постепенно открывают татар – уникальный народ, который постоянно жил в окружении иноверия и при этом сохранил свою культуру и свои традиции. Я думаю, что и в ОИК это очень хорошо понимают, как понимают, что Казань – это мусульманский центр в Европе. Думаю, что по мере развития контактов с ОИК Татарстан будет приобретать все более широкое значение.

 

Спасибо,  Алексей Всеволодович, за ответы на наши вопросы. Мост налажен, и я думаю, мы сможем и в будущем получать вашу экспертную оценку.

 

Материал подготовил Михаил МИРОНОВ.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2