news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Надежда СУЛИМОВА:

«Если Linux» не будет доработан, придется продлять лицензию на «Windows»

Перспективы развития дистанционного образования детей-инвалидов и учащихся малокомплектных школ, переход в школах на программное обеспечение с открытым кодом на основе операционной системы «Linux» - эти темы корреспондент ИА «Татар-информ» обсудил с начальником отдела развития информационных технологий в образовании Министерства образования и науки РТ Надеждой Сулимовой.

Надежда Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о реализации в Татарстане проекта по дистанционному обучению детей-инвалидов.

Н.С.: В Татарстане проект по организации дистанционного обучения детей-инвалидов начал реализовываться с 2005 года. Ранее это делалось в рамках Федеральной целевой программы развития образования – республика ежегодно участвовала в федеральных конкурсах, выигрывали гранты, и на условиях софинансирования поставляла детям специализированное компьютерное оборудование. Поэтому к началу реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению организации дистанционного обучения детей-инвалидов 252 татарстанских ребенка-инвалида, обучающихся на дому, уже имели специализированное компьютерное оборудование. Большинство из них – ребята из сельских районов республики. К ним так же, как и к остальным детям-инвалидам, на дом приходят педагоги. Однако у таких ребят есть дополнительная возможность дистанционно общаться, получать дополнительное образование, поскольку количество часов надомного обучения в три раза меньше чем количество часов, которое дается детям в классе. Понятно, что ребенку-инвалиду сложно социализироваться, он мало общается со своими сверстниками. А имея дома компьютер с выходом в Интернет, для таких детей открываются возможности еще и для общения.

Сколько сейчас в Татарстане детей-инвалидов нуждаются в дистанционном обучении?

Н.С.: Это число всегда «плавает» - с каких-то детей инвалидность снимается, а кто-то наоборот становится инвалидом. Но сейчас на дому обучаются около 1200 детей-инвалидов. Из них 252 детям предоставлена возможность дистанционного обучения – у них дома установлено специализированное компьютерное оборудование, обеспечен выход в Интернет. Ранее подключение к Сети происходило за счет муниципальных средств, а с 2009 года поэтапно в зависимости от технической возможности мы их подключаем к Государственной интегрированной системе телекоммуникаций РТ за счет средств республиканского бюджета.

Когда планируется обеспечить 100-процентный охват детей-инвалидов дистанционным обучением?

Н.С.: Новое направление нацпроекта «Образование» «Дистанционное обучение детей-инвалидов» должно быть реализовано до 2012 года. К этому времени не менее 90 процентов детей-инвалидов должны получить специализированное компьютерное оборудование.

В Татарстане в 2009 году 56 казанских детей-инвалидов должны были получить специализированное компьютерное оборудование. К сожалению, в связи с кризисом только к концу года на это были выделены средства. В конце марта Министерством образования и науки будет объявлен конкурс по выбору поставщика оборудования. Поэтому уже до конца этого учебного года детям будет поставлено компьютерное оборудование, и они смогут его всецело использовать.

Как решается вопрос подготовки преподавательских кадров?

Н.С.: Для того, чтобы дети-инвалиды могли получать образование в дистанционной форме, мы готовим педагогов дистанционного обучения. Те педагоги, которые будут с ними заниматься на дому, смогут обучать их и дистанционно. Часть педагогов обучается работе с дистанционными курсами в московской системе «телешкола», а часть – «ай-школа».

Какие средства предусмотрены на реализацию программы по дистанционному образованию детей-инвалидов?

Н.С.: В 2009 году из федерального бюджета на всю Россию был выделен 1 млрд. рублей, каждый последующий год будет выделяться по 2,5 млрд. рублей. Ежегодно эти средства перераспределяются между регионами в зависимости от количества детей-инвалидов и экономической ситуации.

В 2009 году Татарстану на эти цели было выделено около 10 млн. рублей из федерального бюджета и 12 млн. – из республиканского. Причем, эти средства идут не только на закупку специализированного оборудования, но и подготовку педагогов, доступ к контенту.

Что входит в состав комплекта?

Н.С.: Комплекты специализированного оборудования разнятся в зависимости от заболевания ребенка. Хотя обычно дистанционно обучаются школьники с общими заболеваниями, а дети с нарушениями двигательной системы, слабослышащие, слабовидящие – в специализированных учебных заведениях.

В состав комплекта входит компьютер, джойстики, мышь, веб-камера, комплект обучающих программ и др.

Программы, по которым обучаются дети-инвалиды, отличаются от программ, рассчитанных на обычных школьников?

Н.С.: Нет, дети-инвалиды обучаются по точно таким же программам.

Надежда Алексеевна, еще один очень важный вопрос в контексте возможностей дистанционного образования – это обучение учащихся малокомплектных школ. Как известно, в Татарстане около половины школ считаются малокомплектными, и в них не всегда созданы возможности для получения качественного образования…

Н.С.: С 1 сентября 2010 года мы планируем начать реализацию проекта дистанционного обучения учащихся 5-9 классов малокомплектных школ в четырех пилотных районах республики. Изучая подобный опыт, мы не нашли ни одного региона Российской Федерации, в котором был бы реализован подобный проект. Получается, что мы первыми это все начинаем.

Пилотными выбраны Мамадышский, Апастовский, Верхнеуслонский и Камско-Устьинский районы. В этих районах будут охвачены как минимум по одной школе.

В чем заключается проект?

Н.С.: В малокомплектных школах один учитель может преподавать несколько смежных предметов. Так, например, учитель технологии зачастую преподает физику или химию. Понятно, что говорить о качественном образовании в данной ситуации не приходится. Кроме того, на обучение детей в малокомплектных школах тратятся огромные бюджетные средства – около 180 тысяч в год на одного ребенка в малокомплектной и 37 тысяч в обычной школе. Разница колоссальная, но при этом в малокомплектной школе качество образования намного ниже. Изучив ситуацию в мире, мы поняли, что качество хорошего дистанционного обучения при наличии качественного контента не уступает качеству, полученному от учебы у хорошего педагога. Поэтому мы решили провести эксперимент и надеемся, что он будет удачным. В этом случае мы будем внедрять проект в других районах республики.

Для проведения дистанционного обучения нам необходимо подготовить кадры, оборудование, также нужен хороший доступ в Интернет. Сейчас ведется работа по созданию этих условий. Начнем с кадров – сейчас готовятся педагоги дистанционного образования из базовых школ. Одновременно они пробуют дистанционно обучать детей.

Как будут проходить дистанционные уроки?

Н.С.: Ребята смогут самостоятельно изучать предмет дистанционно, а также будут организованы и онлайн-уроки. Мы планируем начать дистанционное обучение детей основной школы (5-9 классы). Конечно, психология детей этого возраста такова, что самостоятельно, сидя за компьютером, изучить тот или иной предмет они еще не в состоянии. Поэтому будет интенсивно вестись онлайн-обучение – до 15 детей одновременно смогут подключиться к уроку.

А контролироваться знания детей как будут?

Н.С.: Выполненное задание можно будет отсканировать и послать по электронной почте педагогу. Кроме того, в этой системе есть виртуальные тесты. В любом случае дистанционные системы разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Также выполненное задание можно будет привести на проверку в базовую школу.

Как будет решаться вопрос социализации детей?

Н.С.: Учащиеся малокомплектных школ будут прикреплены к базовой школе. И с определенной периодичностью детей, которые дистанционно обучаются на дому, будут вывозить в базовые школы. Тем более, для них нужно будет проводить уроки физкультуры и т.д.

Если дети обучаются в малокомплектных классах с наполняемостью, предположим, 5 человек, ни о какой социализации не может идти речь. Любой психолог скажет, что в группе должно быть не менее 15 человек, чтобы говорить о полной социализации. Так что говорить о социализации в масштабах малокомплектной школы нельзя.

Учащихся начальной школы эксперимент не затронет?

Н.С.: Нет, у маленьких детей должна развиваться моторика. Пока эксперимент затронет только ребят 5-9 классов.

Какие-то бюджетные средства на подготовку учителей, закупку оборудования уже выделены?

Н.С.: Мы предполагаем, что дополнительных средств затрачивать не придется. Понятно, что в первый год мы не получим экономии от реализации проекта – все-таки нужно будет закупить оборудование, провести Интернет. Но эти средства будут компенсированы тем, что в следующем году нам уже не придется тратить 180 тысяч рублей в год на обучение в малокомплектной школе.

То, что дети, дистанционно обучающиеся на дому, будут просиживать за компьютером по 4-5 часов в день, не скажется негативно на их здоровье?

Н.С.: Если ребенок присутствует на онлайн-уроке, то он смотрит на экран компьютера как в телевизор. При этом учащийся не рисует, не пишет.

Но расписание все равно должно быть построено таким образом, чтобы у них были перерывы, и они не сидели по несколько часов подряд перед компьютером. Все санитарные нормы будут соблюдены при составлении расписаний.

Какая отдача ожидается от реализации проекта?

Н.С.: Мы надеемся, что проект будет удачным и позволит нам обеспечить детей более качественным образованием. Все предметы будут преподавать учителя-предметники. Физику детям будет преподавать учитель физики, русский язык – учитель русского языка и так далее.

Понятно, что обучение детей в обычной школе – это оптимальный вариант. При условии, конечно, что дети будут ходить в хорошую школу. И если базовая школа находится, например, всего в 3 километрах от малокомплектной школы, к ней обеспечен подъезд школьного автобуса, можно решить проблему и таким образом. Но дело в том, что кое-куда доехать просто невозможно из-за состояния дорог, особенно в зимний период. И проект «Школьный автобус» не может быть реализован для всех малокомплектных школ.

Еще один важный вопрос – переход школ на программное обеспечение с открытым кодом на основе операционной системы «Linux» из-за истечения подписки на лицензию базового пакета программного обеспечения для школ на платформе «Microsoft».

Н.С.: С конца 2009 года внедрение пакета свободного программного обеспечения началось во всех регионах России, в том числе и в Татарстане. В 2008 году мы наряду с Пермским краем и Томской областью были пилотным регионом. А с 2009 года абсолютно все регионы включились в этот проект.

На начало нынешнего учебного года около более 1400 школ установили на компьютерах операционную систему «Linux». Причем, установка шла параллельно – вместе с «Windows». Поэтому сейчас в этих школах установлен как «Linux», так и «Windows». Это понятно – в полном объеме свободное ПО не готово к использованию. Пакет «Linux» еще не до конца доработан, поэтому не все программное обеспечение идет под «Linux», и часть программ приходится запускать под «Windows».

По соглашению Правительства РТ с Федеральным агентством по образованию в этом году в каждой школе республики должна быть создана так называемая «опытная зона». Это значит, что в школе должен быть хотя бы один компьютер, на котором установлен «Linux» и преподаватель, который работает с этой операционной системой.

Как проводится обучение педагогов работе на «Linux»?

Н.С.: Осенью прошлого года мы провели обучение около 3 тысяч педагогов республики. Сначала мы обучали школьных учителей информатики – ту категорию преподавателей, которая должна была в первую очередь научиться работать с «Linux». А потом уже перешли к обучению предметников.

Как быть с истекающей в этом году лицензией на «Microsoft»?

Н.С.: Во-первых, лицензия истекает на те программные продукты, которые были в составе базового пакета программного обеспечения, в том числе и «Windows». Но ведь не на всех компьютерах был установлен «Windows» из базового пакета, потому что покупались новые компьютеры, на которых уже была установлены лицензионная программа «Windows», причем с неограниченным сроком лицензии.

Во-вторых, там, где установлен «Windows» из базового пакета программного обеспечения, если до конца 2010 года не будет доработан пакет свободного ПО, то придется продлять лицензию на «Windows». Как я уже говорила, к сожалению, не со всеми программами, периферийным оборудованием можно работать, используя «Linux». Например, не со всеми тестами по ЕГЭ можно работать. Поэтому мы не требуем от школ, чтобы они в обязательно порядке перешли на свободное ПО. Просто мы сейчас параллельно с «Windows» устанавливаем свободное ПО, готовим кадры, и если система будет доработана, удобна для использования в образовательном процесс, все может быть проведено.

А если нет, то бюджетные средства на продление лицензии будут выделены?

Н.С.: Мы направили письма в муниципалитете о том, чтобы они на всякий случай предусмотрели средства на 2011 год. Кстати, «Microsoft» идет на огромные скидки для образования.

Сейчас есть проблемы со свободным ПО, и надеяться на то, что мы можем не приобретать лицензию на «Microsoft», нельзя. В связи с этим мы рассматриваем все предложения и делаем расчеты.

Какие еще проекты находятся на стадии реализации?

Н.С.: Вместе с Центром информационных технологий РТ мы работаем над созданием информационной системы. В рамках этого портального решения мы хотим реализовать проект «Электронный журнал» и «Электронный дневник» - централизованно для всех школ. Сейчас вообще очень много идей.

Беседовала Кристина ИВАНОВА.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2