news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

<i>Образование - на расстоянии.</i> </br>Не ходите, дети, в школу, а ходите в Интернет

Учиться не в школе, а дома смогут скоро дети из отдаленных татарстанских деревень. С 1 сентября в республике стартует эксперимент по замене реального, но некачественного образования в сельских школах на качественное, но виртуальное - через Интернет. Новшество будет опробовано в четырех районах республики: Апастовском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском и Мамадышском. Предполагается, что школьные парты на домашние компьютеры сменят около 100 учеников с 5-го по 9-й класс.

О том, что делать с малокомплектными сельскими школами, которых в Татарстане ровно половина от общего числа - 1037, правительство республики думает не первый год. По мнению властей, такие учреждения, во-первых, неэффективны из-за крайне низкого качества образования: известны случаи, когда из-за дефицита квалифицированных кадров учителю физкультуры в сельской школе приходилось одновременно преподавать физику, математику, географию и историю. Во-вторых, содержать такие учебные заведения слишком накладно: если ученик крупной школы обходится бюджету в 30 тысяч рублей в год, то малокомплектной сельской - почти в 200 тысяч. Чиновники от образования считают, что закрытие малокомплектных школ неотвратимо, однако, по словам министра образования и науки РТ Альберта Гильмутдинова, делать это нужно «очень осторожно»:
- Ведь за этим стоят реальные судьбы детей и судьба всей деревни. Поэтому подходы должны быть очень взвешенными, и обязательно надо учитывать перспективы. Не надо повторять ошибку, которую мы совершили с детсадами в период демографического спада. Сейчас идет рост рождаемости, значит, буквально лет через пять появится спрос на образовательные услуги.
 
Пока же демографическая ситуация в селах и деревнях Татарстана оставляет желать лучшего. Есть школы (около 50), в которых всего по одному ученику.
 
- В малокомплектных школах нет скоростного Интернета, кабинетов химии и еще много чего нет, - сетует министр. - При этом школу нужно освещать, отапливать, охранять. Получается, что мы платим высокую цену за невысокое качество образования. В таких случаях проще организовать школу на дому. Зачем ради одного обучающегося держать целое здание?..
 
По мнению чиновников Минобрнауки РТ, обучение через Интернет - это оптимальное сочетание цены и качества образовательных услуг. Оно позволит детям из сельской глубинки получить первоклассное образование от лучших учителей. В результате «на выходе» сельские выпускники по уровню подготовки не будут уступать городским и смогут успешно сдать ЕГЭ, без которого нынче никуда.
 
Подготовка к запуску проекта «Виртуальная школа» сейчас идет полным ходом. В каждом из четырех районов, где будет проводиться эксперимент, налаживается бесперебойный доступ к Интернету. Учителя, назначенные вести онлайн-уроки (это ведущие педагоги базовых школ районов), осваивают навыки работы в режиме видеосвязи. Предполагается, что вначале виртуальные уроки будут проводиться в компьютерном классе малокомплектной школы - под присмотром местных учителей. А когда дети немного привыкнут общаться с педагогами через компьютер, их переведут на индивидуальное домашнее обучение. Для проведения онлайн-уроков каждому ученику за счет бюджета будет предоставлен компьютер и доступ к Интернету. Планируется, что на первых порах к программе дистанционного обучения будут подключены школьники из самых отдаленных деревень. А через пару лет - учащиеся всех малокомплектных учебных заведений Татарстана (за исключением младшеклассников: они, как и прежде, будут ходить в обычную школу).
 
Ну а пока чиновники из Минобрнауки РТ с энтузиазмом модернизируют систему среднего образования, сельские учителя задаются вопросом: сможет ли дистанционная школа заменить классическую?
 
- Как педагог и родитель я считаю дистанционный метод обучения неприемлемым, - сказал нам начальник отдела образования Апастовского района Ильфат Вафин. - Ведь кроме знаний школа дает ребенку общение - настоящее, а не через компьютер. Отсутствие этого социального фактора может быть чревато негативными последствиями. Впрочем, самих детей нисколько не смущает перспектива учиться в одиночестве. Они с нетерпением ждут дистанционных уроков. Из нашего района в эксперименте примут участие 49 учеников из трех малокомплектных школ.
- У детей-то вопросов нет, они только рады в школу не ходить! А вот их родители очень сомневаются в том, что онлайн-обучение будет эффективнее обычного, - говорит начальник отдела образования Мамадышского района Вазир Фаизов. - На последнем сходе граждан мы обсудили эти вопросы: по словам родителей, они сомневаются, что их недисциплинированные дети усидят дома за компьютерными уроками. Взрослые считают, что домашняя обстановка расслабит школьников, они будут лениться, отлынивать от занятий. Я убедил их не делать поспешных выводов, ведь это всего лишь эксперимент. Если успеваемость учеников снизится, детей вновь переведут на обычное обучение в школе. В обкатке проекта «Дистанционное обучение для малокомплектных школ РТ» примут участие 40 детей нашего района.
 
- Негативным моментом является то, что детям придется по 4 - 5 часов сидеть возле компьютера, - считает директор информационно-методического центра отдела образования Камско-Устьинского района Нурзия Зиганшина. - А это не очень полезно для здоровья. Ну а в целом идея хорошая. Планируется, что в эксперименте примут участие 5 учеников из местных деревень.
 
В Верхнеуслонском районе участниками эксперимента также станут 5 школьников из глухих деревень, до которых не ходит никакой транспорт, в том числе и школьный автобус. Чтобы добраться до базовой школы, которая расположена в другом селе, детям приходится вставать затемно и идти пешком до асфальтированной дороги… Чиновники местного роо надеются, что дистанционное обучение облегчит ребятам жизнь и будет им в радость.
 
Венера БЕЛЯЕВА
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2